Готовы ли помогать выпускники республиканских вузов своей Alma mater?

Август 20, 2014

7811611После принятия нового ФЗ «Об образовании» (от 1 сентября 2013 г.) кардинально изменилась государственная политика в области высшего профессионального образования. Теперь государство буквально требует от вузов большей эффективности, в том числе и экономической. Отныне государственные вузы должны научиться зарабатывать средства самостоятельно, причем не только за счет коммерческих студентов, но и за счет научно-исследовательской работы и внедрения опытно-конструкторских разработок.

В республиканских СМИ уже неоднократно писали о том, какие чудеса изворотливости предпринимают республиканские вузы для того, чтобы пройти ежегодный мониторинг эффективности. И все же БГАУ ели сводит концы с концами, а УГУЭС, как говорят злые языки, выживает только за счет своего бывшего ректора, а ныне председателя комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики А. Дегтярева.
Серьезные трудности испытывают и другие вузы, особенно социогуманитарного профиля, так как финансирование этих отраслей наук значительно уступает техническим и естественнонаучным дисциплинам. У государства явно не хватает денег на содержание вузов, и оно ужесточает политику. Именно отсюда от вузов требуется умение выживать в новых условиях, искать новые пути поиска привлечения средств.

Одним из таких путей являются т.н. аламни (от лат. alumni – выпускники). Опыт западных вузов показывает, что сообщества выпускников, грамотная работа с ними способна приносить реальные дивиденты. Речь идет об организации сообщества выпускников, проведении регулярных (чаще всего ежегодных) встреч, различных акций и мероприятий.

На Западе выпускники, добившиеся успехов во взрослой жизни, как правило, не скупятся и помогают родной alma mater. В России институт аламни также набирает обороты. В таких вузах как МГИМО или МГУ есть целые концепции работы с сообществом своих выпускников. Безусловно, вузам в рыночных условиях нельзя терять связь со своим бывшим выпускником, который трудиться, скажем, в администрации президента или возглавляет крупную бизнес-организацию.
В Минобре, кстати, уже открыто рекомендуют вузам, прежде всего, региональным, активизировать работу в этом направлении. Вполне возможно, это направление будет прописано на уровне законодательной инициативы в качестве одного из вариантов привлечения вузом средств в рыночных условиях.
В республике такую работу с выпускниками ведут все мало-мальски эффективные вузы. Заметна она, например, в БАГСУ, БГПУ, УГНТУ. А вот в БашГУ традиционно слабо восприимчивы к новым форматам работы – там, до сих пор господствует психология бюджетников, которым не надо выживать в сложившихся условиях.

В любом случае, аламни – это адекватный современным реалиям развития вузовского образования инструмент. Для его развития очень хорошо подходят социальные сети (вконтакте, facebook, одноклассники и др.). Впрочем, для самого вуза они представляют меньше интереса, так как через них трудно проводить т.н. краудсорсинговые акции (мобилизация ресурсов и финансов людей за счет информационных технологий). И все же спрос рождает предложение: уже появляются интернет-платформы, которые позволяют объединять всех выпускников и проводить различные акции. Поэтому можно надеяться, что уже через несколько лет республиканские вузы получат новые импульсы для развития.

Петр Иванов

Комментарии закрыты.