Когда байрам – это праздник

Октябрь 7, 2014

0676586789На прошлой неделе мусульмане Башкирии отметили  праздник Курбан-байран, и это действительно важное событие. В постсоветский период развития республики значимость конфессионального фактора чрезвычайно возросла. Это и понятно, в нестабильном и неустойчивом мире людям нужна стабильная система координат, людям нужно верить во что-то, и на роль этого что-то не очень подходит прогноз минэконразвития относительно уровня инфляции в стране.

В Башкирии традиционно фиксируется примерное равенство в количественном плане представителей христианской и мусульманской религии. Кроме летнего инцидента в одном из районов республики властям и обществу удается сохранять стабильность конфессиональных отношений.

Мироощущение православных людей и принципы традиционного ханафитского мазхаба не предполагают враждебности по отношению к другим конфессиям. Однако ситуация с распространением, например, нетрадиционного Ислама в Татарстане гораздо хуже. Эта ситуация подчас искусственно замалчивается, но власти не могут контролировать распространение там нетрадиционного Ислама, что само по себе является угрозой национальной и общественной безопасности. А в Центральной Азии ситуация еще хуже. Например, в Киргизии «Хизб-ут-Тахрир»  – не запрещенная организация. Поэтому приезжающие сюда мигранты (конечно же, не все), несут с собой угрозы экспорта конфессиональной нестабильности.

Ведь всегда найдутся люди, готовые манипулировать этой темой. Вспомним хотя бы попытки отменить выходной день, связанный с тем же Курбаном-байрамом одним деятелем в 2011 г. на том основании, что это, якобы, нарушает право граждан на труд. Также вспоминаются многочисленные вопли историков-националистов относительно малого количества мечетей в городах Оренбургской и Уфимских губерний. Причем, эта ангажированная общественность, которая, похоже,  приросла к партам и кафедрам исторического факультета БашГУ насмерть «забывает» почему-то упомянуть, что среди башкир и татар (традиционно исповедующих Ислам) городских жителей было мало. Урбанизация тюркского населения начала усиленными темпами развиваться в период советской модернизации.

Примеры можно продолжать, но стоит ли? Лучше пожелаем друг другу поменьше слушать этот бред. Всем нам нужно больше думать о Боге, а не об ущемлении прав какой-то конфессии, ведь истинно верующего не сломать.

Сейчас в Уфе возводятся самые высокие минареты соборной мечети, этому можно только порадоваться. Будем надеяться, что и количество церквей, также как и мечетей будет расти, а главное будем верить, а не раздувать пожар в нашем общем доме. И тогда каждый байрам будет начинаться с поздравлений христиан мусульманам, а на Пасху и Рождество мусульмане будут поздравлять своих православных земляков.

 Кирилл Рафиков

Комментарии закрыты.