К чему ведет «карикатурная» свобода прессы

Январь 18, 2015

ris1Расстрел 7 января 2015 г. исламистскими экстремистами журналистов французского издания «Сharlie Hebdo», рисовавших карикатуры на пророка Мухаммеда,  всколыхнула весь западный  мир, и лишний раз обозначил невозможность его существования в прежнем монополярном формате.

Оправдать убийство людей невозможно. Вполне допускаю и даже убежден, что такие ценности как демократия, свобода, гласность и открытость являются важнейшим достижением человеческой цивилизации. Но я также уверен, что всему есть предел. В традиционном обществе для этого существовал вполне понятный и простой принцип «ТАБУ», предполагавший полный запрет на что-либо, подпадавшее под его действие. Этот принцип табуирования подвергается стремительной эрозии в современном западном мире.

Обозреватели из «Однако» совершенно справедливо заметили – у нас в России аналогичная  «Сharlie Hebdo» история вряд ли могла бы случиться. У нас государство гораздо внимательнее относится к СМИ и не позволяет им дразнить быка красной тряпкой. В этом одно из преимуществ патерналистского государственного строительства над либеральным. А сам институт карикатуристики отменять совсем не надо. Надо только ограничить его от проявлений экстремизма, оскорблений  национальных и религиозных чувств.  Понятно, что это не просто, но в том то и заключается искусство государственного управления.

Для дальнейших рассуждений приведу одну историю. На заре английского парламентаризма в стране существовал запрет на публикацию дебатов.  И тогда один остроумный журналист на страничках газет начал публиковать рассказы о вымышленных парламентариях, дебатировавших в вымышленном парламенте вымышленной страны. Причем все они удивительно были похожи на действующих лордов в английском парламенте. От всех этих метаморфоз парламентарии выглядели еще более неуклюже и комичнее…

Любой запрет на карикатуры и памфлеты вызывает желание во что бы то ни стало их опубликовать. Поэтому чем либеральнее будет законодательство в этой области, тем сбалансированней будет медийное поле. Но это не означает, что можно пытаться заработать дешевую популярность, играя на чувствах верующих или публикуя картинки порнографического содержания.

В медийном пространстве республики политические карикатуры практически не используются. За исключением художника «Отечество», ставшего известным благодаря своими оригинальным и качественным карикатурам на Муртазу Рахимова, и выделить-то некого. Все наши политические сайты в качестве иллюстраций ограничиваются только картинками и фотографиями, которые находятся в свободном доступе в интернете. От этого статья выигрывает не много.

Между тем,  даже после «Сharlie Hebdo» карикатура остается тонким и оригинальном инструментом политической сатиры, с той лишь разницей, что, как и во всем, нужно знать меру и быть оригинальным. Демократия, настоящая, а не карикатурная, выражается не во вседозволенности, а в уважении свободы других. К сожалению, об этом позабыли журналисты французского издания.

 Кирилл Зотов

 

Комментарии закрыты.