Кто не позволит сбежать последней электричке?

Февраль 23, 2015

0-768875844Башкортостанская пригородная пассажирская компания (БППК) восстановила  движение отмененных ранее поездов и электричек.

Вычеркнутые в январе рейсы № 6432/6431 «Уфа-Тавтиманово-Уфа», № 6459 «Уфа-Раевка», № 6463/6464 «Уфа-Раевка-Уфа», № 6465/6466 «Раевка-Абдулино-Раевка», № 6491/6492 «Уфа-Кандры-Уфа», № 6877/6878 «Карламан-Уфа» снова курсируют в обычном ежедневном режиме. Исключение — поезд № 6460 «Раевка-Уфа» — он ходит только по рабочим дням.

Восстановлено расписание и в тех областях и республиках, где БППК выступает региональным оператором. Запущено два поезда на участке Ульяновск – Димитровград в Ульяновской области, два поезда на перегоне Пенза – Пачелма — в Пензенской. Восстановлены межобластные рейсы по Ульяновской, Пензенской областям и Республике Мордовия.

Февральская новость «о реабилитации» электричек разошлась в интернете совсем незаметно и буднично. Не то, что весть об их отмене, поставившее на уши полстраны.

Намерение руководства РЖД одним махом покончить с хроническими убытками путем упразднения пригородных поездов застало тысячи людей в растерянности и повергло в шок. Президента страны и глав регионов буквально завалили возмущенными письмами и мольбами о помощи. Не остались в стороне от этой общероссийской беды и жители республики.

«Если с крупных станций пассажиры могут добраться на работу и обратно на маршрутных автобусах, то у проживающих на остановочных пунктах, платформах и небольших станциях такой альтернативы нет. Для них пригородные поезда – это жизненная необходимость, так как работа в городе является единственно возможным источником семейного дохода.

Отменой первых пригородных поездов наносится мощнейший социальный удар по категории пенсионеров, студентов и школьников, первые из которых не смогут посещать медицинские, а другие – учебные заведения в городе и в районных центрах. Пожилым людям придется ложиться в больничные стационары, родителям переводить своих детей в интернаты, студентам снимать жилье в городе»,  – это обращение пассажиров раевских и кандринских направлений появилось на сайте UFA1 за день до нового года.

«Решение затрагивает, прежде всего, интересы льготников, пользовавшихся правом бесплатного поезда в пригородном транспорте. У пенсионеров и инвалидов нет денег на коммерческие маршрутки, и электрички были для нас спасением. В собес и больницу в райцентр Раевский многие ездили именно на электричках. Также ущемлены интересы тех, кто на электричках ездил учиться и работать. Но хуже всего приходится жителям маленьких поселений при разъездах, они теперь как в капкане, ведь других дорог там просто нет». А это уже крик души пострадавшей жительницы села Аксеново на «Регнуме».

К чести властей, они быстро осознали всю серьезность положения с электричками. Работа «по решению проблемы пригородного сообщения в регионах» стала отдельной темой февральского заседания правительства, в которой участвовал президент страны. Услышав пояснения вице-премьера Аркадия Дворковича по ситуации, Владимир Путин устроил ему публичную порку.

— Что происходит? Вы понимаете, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли, что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей! – с полным основанием возмутился глава государства. Тучи над пригородными поездами сгущались задолго до того, как один из заместителей Дмитрия Медведева, имеющий репутацию важного сановного либерала,  получил от Путина втык.

Железнодорожники предупреждали о возможной отмене поездов из-за неоплаченных долгов за перевозки со средины прошлого года. Со своей колокольни, они абсолютно правы. Поскольку РЖД – не богадельня имени А.Ф.Земляникии и Н.В.Гоголя, а ОАО, акционеры которого не страдают отсутствием аппетитов. Для них железная дорога – рентабельный бизнес и ничего более. А если он перестает быть выгодным, от него или его невыгодной части, — избавляются. Как, к примеру, от черной дыры с убыточными пригородными поездами.

Нежелание брать на себя «лишние» социальные обязательства возникло не сегодня. Это прямое продолжение разрушительного вектора, начерченного Гайдарами и Чубайсами в спасительных молитвах о рынке, который сам все расставит по своим местам. В 90-х было покончено с целыми отраслями и крупными предприятиями. В наше время задачи поставлены поскромнее — добивают социальную инфраструктуру там, где она якобы не выгодна. Уничтожают «обременительные» сельские школы, узлы связи, больницы, фапы и прочие оковы социализма под предлогом бюджетной экономии. Пригородные поезда из того же неджентльменского набора, который тяжело тащить.

Порою кажется, что бюджет стал самоцелью, идеей фикс засевших в правительстве рыночников с их откровенно вредительскими попытками подстроить Россию под Запад. Несмотря на совершенную очевидность, что пустое реформаторское фантазерство не просто причиняет массу неудобств, но и не способно ответить на простейшие социальные вызовы.

Ведь не только железнодорожники гудели и сигналили из всех семафоров правительству, но и губернаторы били во все колокола, предупреждая, что в региональных бюджетах нет средств на поддержку пригородного сообщения. Эту воду в министерских кабинетах в прошлом пытались растолочь не однажды да все без толку. Гром таки грянул, и по регионам начали креститься. Больше других пострадали Вологодская и Псковская области. Там расписание движения электричек пустили под откос полностью. 16 поездов зарубили в Орловской области, 13 — в Брянской, 10 — в Тульской, 8- в Курской, 7 — в Смоленской  и т. д.

Масштаб случившегося и привел к тому самому злополучному заседанию, на котором Дворковичу пришлось отдуваться за всю правительственную команду перед президентом. Кроме критических замечаний про «сумасшествие и несерьезный подход», у Владимира Путина возникло немало иных существенных вопросов к подчиненным.

Он поинтересовался, чем  раньше занималось правительство и почему чиновники в свое время поддержали изменение взаимоотношений между регионами, федеральными бюджетом и РЖД, из-за которого возникла критическая ситуация. Особую «благодарность» президента заслужило министерство транспорта. Глава государства распорядился немедленно восстановить движение электричек, а уже потом разбираться с финансовыми вопросами. На исправление правительственных ошибок Аркадию Дворковичу отвели ровно сутки.

18 февраля вопрос о пригородных поездах рассмотрели повторно. И вновь, как и в начале месяца, интернет пестрил критическими заголовками в адрес самого молодого медведевского зама. Президент «вновь отчитал», «вновь раскритиковал», «второй раз за месяц распек» — именно в таких выражениях СМИ оценили «неудовлетворительно проведенный Дворковичем анализ ситуации в регионах», связанной с движением электричек.

Как отмечает ТАСС, «на заседании вице-премьер отчитался о проведенной работе и рассказал, что правительство подготовило проект постановления о снижении доли оплаты инфраструктуры для пригородных электричек и в ближайшее время документ поступит на подпись премьеру. «Подготовлено постановление правительства о снижении доли оплаты инфраструктуры с 25% до 1%, то есть возвращение к прежней системе, — сказал Дворкович. — Постановление будет на подписи у председателя правительства на этой неделе. На красном бланке оно уже подготовлено. Решение потребует выделения 8,7 миллиарда рублей. Эти средства можно выделить только из антикризисного фонда. Минфин эту позицию до настоящего времени не согласовал, но иного источника нет. Кроме того, Дворкович сообщил, что подготовлен законопроект об обнулении ставки НДС по пригородным железнодорожным перевозкам с 10% до нуля».

Андрей БОЛЬШОВ.

Комментарии закрыты.