Реструктуризировать и не сверхцентрализировать?

Апрель 2, 2015

575685В ходе недавней встречи российского премьера с главами субъектов федерации Москва пошла навстречу регионов, предложив реструктуризировать их долги. Пока такая ситуация смотрится скорее как исключение, чем правило даже несмотря на то, что бюджетная нагрузка на регионы в современной России непомерно велика.

Государственный долг российских регионов в 2014 году увеличился на 20 % и превысил два триллиона рублей (см. рейтинг российских регионов по уровню долговой нагрузки на сайте РИА «Новости»). Согласно этому рейтингу по итогам 2014 г. только два субъекта федерации (Ненецкий автономный округ и Сахалинская область) не имели долговой нагрузки. Еще один субъект (Тюменская область) имеет «символический» долг в размере 319 млн рублей, а у остальных – многомиллиардные долги. Башкирия в этом рейтинге занимает 13-ое место с объемом госдолга 24,6 млрд рублей (для сравнения у Татарстана –  91,17 млрд рублей).

Неудивительно, что в этой ситуации правительство России пошло на встречу региональным властям, позволив им не выплачивать государственные кредиты, взятые ранее на разные проекты. Сейчас выплата кредитов может быть перенесена на 2025-2034 гг. Всего же в 2015 году предполагается реструктуризировать кредиты на общую сумму 51,7 млрд рублей. Как следствие, Башкирии теперь нет необходимости гасить 1,5 млрд рублей займа кредита на дорожное строительство в 2015 году. Теперь срок выплаты переноситься с 2015 на 2025 год.

Однако – это вовсе не «манна небесная», как пытаются представить некоторые федеральные СМИ, и не жест доброй воли Дмитрия Анатольевича, а решение хоть как-то учитывающее положение регионов. Финансовые проблемы регионов обостряются даже вне зависимости от кризисных ситуаций в экономике. Логика сверхцентрализации финансовых ресурсов ведет к острому дефициту денег в регионах, а тем временем, социальные обязательства региональных властей не уменьшаются. У большинства регионов нет возможностей найти дополнительные источники доходов или осуществить масштабную перегруппировку расходов. Поэтому в последние годы наблюдается интенсивное увеличение объемов государственного долга именно у регионов, в том числе за счет возрастания кредитов в коммерческих банках. Сейчас правительство России просто разрешает регионам замещать коммерческие кредиты бюджетными кредитами из центрального бюджета, которые будут выдаваться под минимальный процент.

Такое решение не устраняет проблемы в корне, а лишь борется с ее последствиями. Реструктуризация региональных долгов никак не меняет ситуацию, когда львиная доля социальных обязательств (около 75 %) возлагается на регионы. Соответственно, любые инициативы федеральных элит, будь-то ликвидация очередей в детские сады или повышение зарплат чиновников – ложатся на плечи регионалов, а руководителям государства достается дешевый пиар.

Кирилл Зотов

Комментарии закрыты.