Всем кому я должен – прощаю

Июнь 17, 2015

357689По данным Росстата за апрель 2015 г. задолжности предприятий по зарплате снизились на 0,4 % и составляют около 3 млрд рублей. В условиях, когда экономика страны находится в рецессии, а индексы промышленного производства неизменно снижаются – такое положение дел выглядит предсказуемо. Несмотря на то, что официально ни в регионах, ни в стране в целом безработица не растет, на самом деле она присутствует и часто имеет скрытый характер. Сотрудников переводят на неполную занятость и отправляют в административные отпуска.

Согласно официальным данным задолжности по зарплате снижаются в 45 субъектах федерации, а растут в 26. В 2 регионах ситуация оставалась без изменений, и лишь 10 субъектах никаких долгов не имеют. Республика на фоне других регионов смотрится как середняк. В ПФО по уровню задолжностей по зарплате Башкирия находится на 6-ом месте. Однако это только по официальным данным. На самом деле ситуация более напряженная.

В условиях экономического кризиса выплаты заработных плат задерживаются в основном на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве. Малый и средний бизнес давно уже приспособился к тому, что его деятельность постоянно кошмарят. Многие предприниматели платят зарплаты в конвертах и ждут от государства только плохого. Недавно в налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения, затрудняющие серые схемы (взаимозачет НДФЛ), однако они по-прежнему остаются.

А вот то, что экономическую субъектность теряют промышленные и сельскохозяйственные предприятия – настораживает. Долги порождают новые, еще большие долги. Более того, в этих условиях о социальной ответственности руководителей промышленных предприятий зачастую просто невозможно говорить. Для того, чтобы понять, каким образом промышленные предприятия плодят долги – рассмотрим один пример.

Есть такое ОАО «Башкирский троллейбусный завод». Предприятие занимается производством троллейбусов, запасных частей для городского электротранспорта и работает на этом рынке более 30 лет. На официальном сайте организации отмечается, что «троллейбусы, произведённые в Уфе, отличаются надёжностью, удобством в эксплуатации и обслуживании». Впрочем, на том же сайте почему-то не указывается, сколько официально работают на заводе. Есть информация, что это всего пара управленцев, а остальной коллектив работает в загадочном рекрутском агентстве «Урал», да и оно в настоящее время является банкротом. При этом задолжность последнего по зарплате на конец прошлого года составляла больше 7 млн. рублей и это при том, что отсутствуют какие либо деньги на счетах компании.

Экономический кризис, вызванный патологической коррумпированностью властей, санкциями и низкой конъюнктурой цен на нефть породил серьезные, структурные дисбалансы во взаимоотношения работодателя и нанимающихся. Все это чревато серьезными последствиями, в том числе и политическими.

Кирилл Зотов

 

Написать ответ