Настоящий региональный мужик, или просто говорящая голова?

Июнь 30, 2015

 Тема «центр – регионы» для нашей страны – извечная. Понятно, что не теряет она своей актуальности и в путинской России. Если при Ельцине регионы претендовали на феодальную вольницу, то с начала 2000-х гг. гайки были плотно закручены и субъекты Российской Федерации стали полностью подконтрольными центру. В национальных республиках ситуация чуть менее очевидна, однако тенденция прослеживается также довольно четко – политическая и экономическая самостоятельность субъектов федерации под большим вопросом. Следствием сверхцентрализации финансовых ресурсов в России является тот факт, что почти все (а точнее, 81 из 83) субъекты РФ по состоянию на начало 2015 г. имеют долги перед центром. О политической независимости регионов и говорить нечего.
Политическое пространство России крайне небогато на различные идеологии, что особенно явно прослеживается в условиях посткрымского консенсуса. Нет у нас, к глубочайшему сожалению, и партии регионов. Такое движение («Вся Россия») существовало на рубеже 1990-х – начала 2000-х гг., но возглавляли его такие люди как Муртаза Рахимов и Руслан Аушев. Понятно, что для этих этнократов главное было утвердить свою власть, а не выступить подлинными поборниками регионализма. С тех пор как это движение объединилось с «Отечеством» и было преобразовано в «Единую Россию» – ни один влиятельный политик предметно не говорил о создании партии регионов. Это тем более парадоксально, ведь совершенно очевидно, что ядерный электорат у такой партии есть.
В последнее время активно критикует деятельность федерального правительства губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Этот человек изнутри знает структуру федерального управления, так как сам долгое время был ее частью (работал министром сельского хозяйства). Критика воронежским губернатором федерального правительства может считаться уже систематической. Ранее он неоднократно призывал к глубокой модернизации вертикали власти. В апреле этого года Гордеев заявил, что «регионами сейчас никто не занимается».
А недавно Гордеев на заседании рабочей группы по мониторингу исполнения поручений Госсовета обвинил правительство РФ в неисполнении в срок февральских поручений президента Путина, которые должны быть направлены на повышение экономической устойчивости регионов. На этот раз Гордеев прямо заявил, что высказывает «консолидированное мнение губернаторов». Также губернатор отметил, что регионы несут большую нагрузку на себе. Из девяти февральских поручений, срок исполнения которых уже прошел, выполнено только одно, еще по трем «сроки перенесены». Со слов Гордеева «главным вопросом» остаются источники покрытия кассовых разрывов и дефицита региональных бюджетов.
По сути Гордеев мониторит ситуацию с финансами в стране и выражает позицию регионов на заседаниях Госсовета. Критические высказывания в адрес работы медведевского правительства Гордеева несомненно обоснованны. Нареканий в работе федерального правительства масса. На фоне разрастающегося кризиса эта масса ложится на плечи регионов. Отрадно, что хоть кто-то начал заявлять от имени субъектов федерации свое несогласие. До этого главы регионов в публичном пространстве представляли собой безмолвствующее большинство.
Однако самостоятелен ли в своих высказываниях господин Гордеев, или это лишь говорящая голова, озвучивающая определенную позицию? На прошлой неделе во время Петербургского экономического форума А. Кудрин предложил В. Путин вариант с досрочными выборами президента и в Госдуму. Это, по словам Кудрина, дало бы возможность проводить системные реформы в стране. За всем этим прослеживается практически неприкрытая критика работы правительства, на место председателя которого и метит сам Кудрин.
Трудно представить, чтобы критические выступления Кудрина и Гордеева в одно и то же время не получили добро сверху. Следовательно, Путин, таким образом, посылает намеки правительству «работать нужно эффективнее». Поскольку Кремль не хочет усиления регионов, тот факт, что Гордееву дали свободно высказаться означает нечто иное, как элемент закулисной борьбы. Ни о какой публичной региональной силе говорить не приходится, даже несмотря на то, что это крайне необходимо для гармонизации отношений центра и регионов.

Кирилл Зотов

Написать ответ