Политизация культуры по-федеральному

Сентябрь 9, 2015

7778768606Минкульт России, возглавляемый В. Мединским, объявил, что с 2016 года будет проходить ежегодный конкурс на звание «Лучший город культуры». В нем смогут участвовать не только крупные города, но и небольшие муниципалитеты. В Минкульте заявили, что таким образом будут «облагораживать» всю страну.

«Известия» цитируют источник в ведомстве, который заявил:

«Конкурс прежде всего должен мотивировать регионы развиваться с культурной стороны. Потому что у нас принято, что все сосредоточено в больших городах. От этой практики надо уходить и облагораживать всю страну. В настоящее время в ведомстве прорабатывают критерии определения «городов культуры». «За основу вполне может быть взят европейский опыт, когда в основании конкурса лежит целая концепция культурного продвижения городов с помощью развития культурного туризма. Ведь в городах, имеющих подобный статус, проходят до 500 культурных мероприятий в год, что позволяет буквально «воскресить» муниципальную культурную среду».

Что ж, на первый взгляд, начинание вполне себе благое.

 Однако…

Во-первых, все это напоминает дешевый пиар. «Лучшая столица», «самый культурный город» и прочее пиаровское бла-бла-бла. Обычно такие инфоповоды действуют по принципу «Пошумели. Информационное пространство заполнили и…забыли».

Во-вторых, непонятно чем это «грозит» регионам. На культуру в субъекты федерации уходит мало денег. Да и вообще на культуру в России тратится крайне мало. Более того, совсем недавно нам было отчетливо показано, как неохотно Минкульт готов расставаться с деньгами.

 

В-третьих, симптоматично, что все это происходит на фоне варваризации и даже вандализации социокультурного пространство (случай с разрушением скульптур в московском Манеже и барельефа Мефистофеля в Питере кажутся симптоматичными, или как принято сейчас говорить трендовыми).

Главная проблема культурного развития страны в том, что сферой культуры управляют «прожженные» политики, а не деятели культуры или искусствоведы. Для Мединского культура –  инструмент политического влияния. Поэтому этого образованного господина и возглавляемое им ведомство интересует не культура сама по себе, а культура как инструмент влияния на политику. Нечто подобное было и в Башкирии, когда Минкульт возглавлял И. Илишев. Это был человек, курировавший башкирских националистов и готовый в любой момент (в зависимости от взаимоотношений с центром) разыграть национальную карту. С назначением министром Абдразакова ситуация несколько улучшилась, однако  этнократы «съели» всемирно известного тенора и тот был вынужден подать в отставку. Нынешний руководитель Минкульта Амина Шафикова также тянет одеяло на национальную тему.

В сухом остатке. Вряд ли стоит надеется, что федеральный минкульт при нынешней т.н. геополитической ситуации будет заниматься культурой по-настоящему. Какие-то крохи в регионы пойдут. Наша республика, например, получит немного денег на проведение в Уфе симфонической ночи в амфитеатре под открытом небом (возле Конгресс-холла), но и только.

Культура так и остается на периферии внимания руководства страны, тогда как именно она способна сформировать духовный стержень российской цивилизации. Без него российская цивилизация обречена…

 

Кирилл Зотов

Написать ответ