Пока независимые экологи бьют тревогу, их визави из министерства нечего сказать

Сентябрь 11, 2015

86959595959«Широка страна моя родная,

Много  в ней лесов, полей и рек!»

Эти золотые слова из «Песни о Родине» написаны без малого 80 лет назад. Они навечно стали емкой и образной характеристикой нашей страны. Башкирия обеспечена разными ресурсами не хуже многих ее регионов. Но, как и всей России, нам фатально не везет со сторожами наших же несметных сокровищ. Рачительность и бережливость в страшнейшем дефиците у тех, кто должен хранить и приумножать природные богатства родного края не только для нас, но и для будущих поколений.

Сегодня принято считать, что мы живем в такое время, когда всем на все наплевать и ничего не делается задаром. Но примеров бескорыстного служения своим идеалам вокруг нас по-прежнему много. Один из них можно было наблюдать совсем недавно.

Две недели назад вопросы экологической обстановки и эффективность политики в этой области обсуждали общественные экологи. Никто их к этому делу сверху не подталкивал и не принуждал. Возможно, именно поэтому круглый стол общественников так и не осветило ни одно крупное республиканское издание.

Видимо, в местных СМИ все еще крепок дух пресмыкательства перед кураторами из администраций и силен авторитет указующего начальственного перста. Все это, скорее по инерции, возведено в принцип госуправления СМИ. Ладно бы этот ханско-хамский диктат происходил при Рахимове. Тогда эти номера были в порядке вещей, и все, что администрация прямо не одобряло, к огласке в печати и эфире не допускалось.

Но такая перестраховка при действующем руководителе региона — анахронизм. Так чего опасаются редактора республиканских газет сейчас? Посторонние люди взяли на себя ответственность, сами собрались, сами сформулировали повестку, да еще и по итогам дебатов шикарнейшую резолюцию выдали. Не маргинальную писульку, наспех сляпанную из адресованных неизвестно кому популистских призывов. А очень качественный и взвешенный документ. В нем конкретно и точно перечислены причины и признаки ухудшения состояния окружающей среды и те первоочередные меры, что простые люди заждались от властей на этом поприще.

Это и есть те самые ростки и всходы гражданского общества, о которых постоянно твердят и Владимир Путин, и Рустэм Хамитов. Других нет, и не будет. Чем не повод для полноценного медийного освещения? Неужели картина всеобщего благолепия, отправляющая на тот свет полчища крылатых насекомых, от местного министерства экологии и природопользования интереснее, лучше и полезнее того, что происходит на самом деле?

А если общественники в чем-то  неправы, тогда, тем более, незачем обходить их молчанием. Нужно с ними спорить и вырабатывать общую с ними же позицию. Особенно сейчас, когда руководители страны и региона в каждом своем выступлении требуют от своих подчиненных вступать в адресный диалог с народом. Ведь собравшийся по инициативе снизу круглый стол — это и есть народ. Согласитесь, высоко задранный нос и благородное молчаливое самолюбование – неудовлетворительный и жалкий ответ на жестко поставленные  и неудобные вопросы общества. Никакой пользы в нем нет. Одно недоразумение и горькое сожаление по поводу бесхребетности тех, кто взялся управлять огромными массами.

В этом смысле хотелось бы добиться от республиканского министерства экологии и природопользования внятной позиции по тому, чем оно на самом деле занято? Такой же ясной и четкой, как перечисленные общественниками факты нашего бытия, что в комплексе приводят к «экологически обусловленной заболеваемости и преждевременной смертности населения» у этого ведомства под самым носом. Очень хочется понять, почему при попустительстве чиновников, с одной стороны, происходит вот это:

« — сокращаются лесные площади, особенно площадь хвойных лесов, пригородных и городских лесов и парков;

— продолжается процесс обеднения флоры и фауны;

— имеет место водная и ветровая эрозия почв, снижение мощности гумусного слоя, химическое и бактериологическое загрязнение земель;

— сохраняется высокий уровень загрязнения поверхностных вод при положительной динамике содержания вредных веществ в донном иле;

— интенсивно загрязняются подземные горизонты питьевых вод при росте удельного водопотребления на единицу продукции и невыполнению мероприятий по экономии водных ресурсов;

— динамика роста образования отходов кратно превышает объемы их переработки или обезвреживания;

— сохраняется высокий уровень загрязненности атмосферного воздуха в промышленных центрах;

—  снижается уровень комфортности и благоустройства в селитебной зоне за счет уплотненной застройки, неорганизованных стоянок автомашин;

— нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на участие в решении экологически значимых вопросов при размещении предприятий, при принятии градостроительных решений, при застройке зеленых зон городов, при расширении автодорог в городах и т.д.;

—  неадекватны и малоэффективны меры по снижению уровня шума, вибраций, электромагнитного, радиационного и теплового загрязнения, влияния геопатогенных зон и недостаточной инсоляции»

А с другой, они палец о палец не ударили, чтобы исправить вот такую вот безрадостную картину. Зато перестарались в завинчивании гаек и сильно осложнили отношения с независимыми республиканскими экспертами и общественными организациями экологического направления. Как  говорится все в той же резолюции:

«Поручения Президента РБ по итогам заседания Межведомственного совета безопасности от 7 декабря 2011 года по вопросам ООС большей частью не выполнены в установленные сроки.

Решения 2-го съезда экологических предпринимателей РБ от 23 апреля 2013 года в основном не выполнены и даже не рассмотрены Правительством РБ.

Межведомственный совет по предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, созданный при Минэкологии РБ, ликвидирован решением министра в 2015 году».

Резолюция круглого стола была разослана в СМИ и государственные органы. Однако найти текст этого документа через обыкновенные интернет-поисковики невозможно. Несмотря на основательность и умеренность, документ почему-то так и не был размещен на сайтах, хотя упоминания о нем есть. Поэтому мы взяли на себя такой труд.

По существу резолюция — брошенная общественниками перчатка министерству экологии. Прошло больше декады с тех пор, как текст был написан и разослан. Однако об официальной реакции на него ничего неизвестно. Видимо, под началом господ Хадыева и Яхина собрались одни «Чапаи» со своими требующими времени думами.

Сколько часов, суток, месяцев, лет вам на них нужно, господа официальные экологи?  Или подкованным общественникам отвечать по существу нечем? А может, ваши аргументы чреваты для занимаемых вами должностей? Есть риск вконец завраться и надорваться? Ведь это не то, что тайком от всех опасные суперпомойки и мегасвалки проектировать?

Расул ГИЛЬМАНОВ.

Резолюция участников «круглого стола» на тему «Экологическая ситуация в Республике Башкортостан: состояние, проблемы и пути их решения»    

26 августа 2015г.   г. Уфа

Обсудив вопросы экологической обстановки и эффективности проводимой экологической политики в Республике Башкортостан, участники «круглого стола» отмечают следующее:

  1. Состояние окружающей среды на территории Республики Башкортостан продолжает ухудшаться:
  • сокращаются лесные площади, особенно площадь хвойных лесов, пригородных и городских лесов и парков;
  • продолжается процесс обеднения флоры и фауны;
  • имеет место водная и ветровая эрозия почв, снижение мощности гумусного слоя, химическое и бактериологическое загрязнение земель;
  • сохраняется высокий уровень загрязнения поверхностных вод при положительной динамике содержания вредных веществ в донном иле;
  • интенсивно загрязняются подземные горизонты питьевых вод при росте удельного водопотребления на единицу продукции и невыполнению мероприятий по экономии водных ресурсов;
  • динамика роста образования отходов кратно превышает объемы их переработки или обезвреживания;
  • сохраняется высокий уровень загрязненности атмосферного воздуха в промышленных центрах;
  • снижается уровень комфортности и благоустройства в селитебной зоне за счет уплотненной застройки, неорганизованных стоянок автомашин;
  • нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и на участие в решении экологически значимых вопросов при размещении предприятий, при принятии градостроительных решений , при застройке зеленых зон городов, при расширении автодорог в городах и т.д.;
  • неадекватны и малоэффективны меры по снижению уровня шума, вибраций, электромагнитного, радиационного и теплового загрязнения, влияния геопатогенных зон и недостаточной инсоляции.

Вышеперечисленное приводит к прогрессирующему росту экологически обусловленной заболеваемости и преждевременной смертности населения.

Реализуемая экологическая политика в республике не привела даже к стабилизации состояния окружающей среды.

Поручения Президента РБ по итогам заседания Межведомственного совета безопасности от 7 декабря 2011 года по вопросам ООС большей частью не выполнены в установленные сроки.

Решения 2-го съезда экологических предпринимателей РБ от 23 апреля 2013 года в основном не выполнены и даже не рассмотрены Правительством РБ. Межведомственный совет по предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, созданный при Минэкологии РБ, ликвидирован решением министра в 2015 году.

  1. Причины и условия:
  • отсутствие экологической политики в республике и реального комплексного управления качеством окружающей среды и рациональным природопользованием;

-слабая работа Правительства РБ по оценке эффективности деятельности Минэкологии РБ;

-отсутствие концепции государственного обеспечения экологической безопасности населения и рационального природопользования;

-отсутствие уголовных дел по фактам злоупотребления, бездействия, коррупции в сфере природопользования и охраны окружающей среды, а также по фактам загрязнения окружающей среды;

-отсутствие контроля за эффективностью республиканских целевых программ по охране окружающей среды:

  • игнорирование Министерством природопользования и экологии РБ конструктивных предложений общественности по стабилизации экологической ситуации в РБ, профанация со стороны Министерства взаимодействия с общественными организациями;
  • недостаточная эффективность государственного экологического контроля и надзора, отсутствие координации государственного, общественного и производственного экологического контроля;
  • отсутствие необходимых бюджетных и внебюджетных средств (в республике в бюджет собирается около 50% средств платы за негативное воздействие на окружающую среду и отсутствует контроль за их целевым использованием);
  • отсутствие механизма экономического стимулирования природоохранной деятельности и поддержки инноваций, закрытость или формальность тендеров и конкурсов на выполнение природоохранных работ и услуг;

-ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды и о мерах по ее охране (включая использование бюджетных средств);

  • недостаточная активность населения в решении экологических проблема, низкий уровень правовой подготовки руководителей общественных организаций, отсутствие моральных и материальных стимулов общественной экологической деятельности, искусственное отстранение населения от участия в принятии экологически значимых решений;
  • недостаточность экологического воспитания и просвещения граждан;
  • ведомственные барьеры, ограничение информации, коррупция и безответственность, безнаказанность в сфере государственного и муниципального управления окружающей средой;

-слабость, противоречивость и декларативность действующего законодательства, низкая правовая грамотность сотрудников госорганов и органов МСУ и граждан ;

-отсутствие политической воли и должного внимания органов власти и органов МСУ к решению экологических проблем и т.д.

  1. Предложения по реализации первоочередных мер в Республике Башкортостан:
  • создание и обеспечение эффективной деятельности Межведомственной комиссии по природопользованию и экологической безопасности при Правительстве РБ с участием подразделений соответствующих федеральных органов и общественных организаций;
  • введение в структуре Правительства РБ должности заместителя премьер-министра- министра природопользования и экологии РБ;
    • оценка эффективности деятельности Министерства природопользования и экологии РБ , его структурных подразделений и реализация мер по совершенствованию кадровой работы в Министерстве;
    • объединение аналитических подразделений Минэкологии РБ — ГУП НИИ БЖД , УГАК и БРЭЦ в единый научно-исследовательский аналитический экологический центр во главе с адекватным , принципиальным и компетентным руководителем;
    • создание межведомственной комиссии по проверке законности и эффективности деятельности ГУП «Табигат» в сфере управления отходами, рассмотрение вопроса о ликвидация ГУП «Табигат»;
    • полное прекращение сплошных рубок хвойных лесов на территории республики (обращение жителей Белорецкого района), проведение проверок органами прокуратуры лесозаготовительных предприятий;

    -рассмотрение Общественной палатой РБ вопроса о мерах по усилению общественного экологического контроля в соответствии с ФЗ «Об основах общественного контроля»;

    -рассмотрение на Межведомственном совете по безопасности РБ эффективности природоохранных мероприятий в АНК «Башнефть»;

    • разработка программы по поэтапному прекращению и рекультивации действующих в черте населенных пунктов 167-ми внутризаводских непроектных полигонов для захоронения опасных промышленных отходов промпредприятий, со строительством за счет бюджетных средств и привлеченных инвестиций сети полигонов для промотходов на принципах государственно-частного партнерства;

    -принятие нормативных актов республиканское уровня по стимулированию системы сбора, транспортировки, использования, обезвреживания и размещения отходов ТБО и промышленных отходов;

    -создание единой системы государственного экологического мониторинга с размещением информации в Интернете, создание экологической ГИС- карты республики с информацией о состоянии окружающей среды;

    -формирование и широкое использование республиканского фонда результатов инженерно-экологических изысканий;

    -установление льгот и преференций для экологически эффективной деятельности, развитие экологического предпринимательства (ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды»);

    -создание и содействие деятельности общественных советов при природноресурсных и экологических органах, стимулирование общественных инициатив;

    -доступность полной, объективной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и о мерах по ее охране, о формировании и реализации республиканских и муниципальных программ в сфере 1111 и ООС, привлечение к ответственности за ограничение доступа к информации о деятельности госорганов и органов МСУ и расходовании бюджетных средств в данной сфере;

    -пресечение незаконных действий (бездействия) в сфере природопользования и ООС должностных лиц предприятий- природопользователей, государственных органов и органов МСУ в рамках прокурорского надзора;

    -привлечение к осуществлению государственного экологического контроля (надзора) общественных экологических организаций, гласность результатов контроля;

    -обязательное применение судебных исков по возмещению вреда окружающей среде и приостановки деятельности экологически вредных предприятий на 90 суток;

    • обязательность применения принципа неотвратимости наказания должностных лиц, предприятий и граждан за экологические правонарушения в соответствии с действующим законодательством;

    -доработка Порядка сокращения выбросов в атмосферный воздух в периоды НМУ и обеспечение реальности его соблюдения;

    • проведение обязательных публичных ( общественных) слушаний по проектам размещения промышленных и иных объектов на территории РБ;
    • содействие осуществлению общественного контроля за расходованием бюджетных средств, направляемых на охрану окружающей среды;
    • повышение эффективности работы правоохранительных органов по профилактике коррупции, бездействия и злоупотреблений должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления и предприятий- природопользователей в сфере природопользования и экологии.
    1. Отметить следующие предприятия и организации по номинации «Бездействие или противодействие общественным экологическим интересам»:
    • Министерство природопользования и экологии РБ за нарушения антикоррупционного и антимонопольного законодательства при лоббировании коммерческих интересов ООО «Вториндустрия» и ООО «ЭкоСТР» (г. Стерлитамак), ЗАО «Управление отходами» (г. Москва), а также за низкий уровень эффективности экологического контроля и реализации экологической политики;

    -Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре — за отказ от создания республиканского фонда результатов инженерно-экологических изысканий и за ликвидацию Межведомственной комиссии по экологической безопасности градостроительной деятельности при Правительстве РБ;

    -Управление государственного аналитического контроля Министерства природопользования и экологии РБ за недостаточную достоверность анализов содержания вредных веществ в природных средах, наличие конфликта интересов при осуществлении государственных аналитических функций.

    • Просить Правительство РБ обеспечить реализацию требований ФЗ «Об основах общественного контроля», проведение ежеквартальных встреч (в формате круглых столов) лидеров общественных экологических организаций с руководителями Правительства РБ, природоохранных министерств и ведомств.
    • Предложить Министерству природопользования и экологии РБ переформатировать в соответствии с ФЗ «Об основах общественного контроля» принципы формирования и работу Общественного совета при министерстве, организовать выборы его членов и руководителей, содействовать избранию председателем Совета представителя общественной экологической организации. Исключить возможность выражения общественного мнения по экологическим вопросам общественным советом, сформированным из руководителей и представителей коммерческих организаций, государственных и муниципальных органов, аффилированных при министерстве учреждений и организаций, недействующих общественных организаций.
    • Союзу экологов РБ обеспечить рассылку данного решения в государственные органы и СМИ.
    • Предложить Общественной Палате РБ провести круглый стол на тему: «Актуальность решения стоящих перед обществом нерешенных вопросов, связанных с экологической безопасностью жителей Уфимского, Калининского и Иглинского районов при эксплуатации завода ООО «Кроношпан — Башкортостан”- проблемы и пути их решения».
    • Признать необъективными результаты анализов проб почвы и воды, проведенных ГБУ РБ УГАК в результате прорыва нефтепродуктопровода «Транснефть Урал» на территории Калининского района в садах СТС ОАО «УМПО» № 28 и 38, а также результаты анализов атмосферного воздуха в пос. Максимовка г. Уфы (источник- куст скважин №7 . Шакшинского нефтегазового месторождения НГДУ «Уфанефть»).

    На основании письма из Роспотребнадзора (предложить Управлению Роспотребнадзора РБ провести контрольно-надзорные мероприятия в отношении компании ООО «Кроношпан-Башкортостан» по соответствию требованиям гигиенических нормативов выпускаемой продукции для предотвращения поставок некачественной продукции в регионы России и в государства, являющиеся членами Таможенного союза.

    • Просить Правительство РБ в связи с запуском экологически опасного предприятия «Кроношпан — Башкортостан» и увеличением числа обращений граждан с жалобами на ухудшение качества воздуха рассмотреть вопрос об установке стационарных станций мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в дер. Грибовка, пос. Дорогино Уфимского района и в микрорайоне Шакша г. Уфы с обязательством обеспечения открытого доступа к результатам анализов.
    • Предложить Министерству лесного хозяйства РБ провести сертификацию систем лесоуправления и цепочек поставок на соответствие требованиям PEFC (лесоуправления — на территории России, цепочек поставок — во всем мире), а также обновить материалы лесного кадастра и лесоустройства на территории республики.
    • Поручить доработать и подписать настоящий документ руководителям указанных ниже 4-х общественных экологических организаций.

    Принято 26 августа 2015 г. г. Уфа на 6 страницах, г. Уфа

    Присутствовало 30 представителей общественных экологических организаций (инициативных групп) и СМИ.

     

    Председатель   Союза  экологов  РБ : А. К.  Веселов
    Почетный  член  ВООП: Б.Н. Павлов
    Председатель БРО РОО «Зеленая лига»: Т. Н.Хабибуллина
    Председатель БРО «Защита окружающей среды»: А.Х. Хабиров

2 Ответовна «Пока независимые экологи бьют тревогу, их визави из министерства нечего сказать »

  1. Зухра на Сентябрь 12, 2015 из 2:00 пп

    Вчера только читала в прессе, что мы экологически чистый регион, а тут на тебе!

  2. Людмила на Сентябрь 25, 2015 из 1:11 пп

    Спасибо тем кто бьет тревогу, что есть такие люди, которые действительно переживают душой за экологию!!!! Отличная статья, отличная и честная газета, спасибо вам!!! Когда же уже настанет тот день, когда поганой метлой снесут этих псевдо министров, замов, и т.д., которые только и думают о своих карманах? Когда же люди проснутся и начнут заявлять, что они люди, а не быдло???

Написать ответ