Зачем зарабатывать, если можно выбивать из центра федеральные трансферты?

Сентябрь 24, 2015

33532Опубликованный недавно Минфином рейтинг субъектов по эффективности расходования бюджетных средств выявил еще одну структурных проблему  российского федерализма. Среди лидеров рейтинга оказались скромные Иркутская область и Пермский край, а вот Москвы, Санкт-Петербурга и Подмосковья в их числе нет. Не оказалось в списке лидеров (22 субъекта) и большинства глубоко дотационных кавказских республик, которые, собственно, и получают наибольшие трансферты из федерального бюджета.

Получается интересная ситуация.

Не самые богатые в ресурсном отношении регионы, типа Иркутской области или Пермского края, трудятся и зарабатывают сами. Регионы богаче, типа нашей республики и Татарстана, не только зарабатывают сами, но и отдают в центр. Причем, чем больше зарабатывают, тем больше отдают. А дотационным регионам, получается, и вовсе не выгодно начинать зарабатывать самим, так как это грозит сокращением трансферта.

У некоторых регионов получается примерно 80 копеек трансфертов на рубль прироста. Если они будут зарабатывать больше, суммы федеральных трансфертов будут сокращаться. Такая практика формирует регионы-трутни и регионы-пчелы.

Сейчас, когда правительству явно не хватает денежной массы, взаимоотношения между субъектами федерации могут еще более обостриться. Минфин, скорее всего, пойдет на сокращение бюджетных инвестиций, и региональные лоббисты заспорят с новой силой. Как правило, в этом споре лоббистов кавказские республики, такие как Чечня и Дагестан, имеют больше преимуществ, чем области центральной России и Сибири.

О федерализме и субсидиарной самостоятельности регионов у нас не принято говорить, хотя это крайне актуальная проблема. Если бы центр смог найти баланс в этом вопросе, остроту многих социальных проблем удалось бы снять. А главное – тогда бы удалось стимулировать развитие самих регионов. В нынешней конфигурации региональные элиты многих субъектов больше обеспокоены сохранением своих позиций, нежели ростом экономики подведомственных территорий.

Игорь Платонов

Написать ответ