Дуля для супермаркета

Декабрь 20, 2015

0666-0На прошлой неделе многие жители республики с удивлением обнаружили, что об их комфорте и достатке печется и заботится целый Государственный комитет — по торговле и защите прав потребителей. Ранее о существовании этой госструктуры подозревали единицы.

Но произошло это удивительное открытие не потому, что Комитет изрядно преуспел в делах республиканской торговли и не щадя живота защищал покупателей от некачественного и опасного товара. Во всяком случае, нам об этом ничего не известно. А благодаря странной и заковыристой инициативе, которая осенила вовсе и не сам Комитет, а общественный совет при нем в канун предстоящих зимних праздников.

Вообще-то такая практика у местных чиновников теперь в моде и в большом ходу. Не желая выглядеть невеждами и ничтожествами, они предлагают разное непотребство через общественные организации, которым будто бы покровительствуют и помогают. Это всегда спокойнее и сподручнее, чем целому министру или его замам собственными значительными персонами щемиться в калашный ряд. Выгорит инициатива – хорошо. Значит, комитет не зря ест хлеб. Выбивается из сил «заради» населения и благодаря сигналам с мест от досконально изучивших жизнь и бдительных общественников, получивших благословение от власти, топает вместе со всей страной правильным и нужным курсом. Тогда и крупному государственному деятелю калибра республиканского министра есть, к чему приклеиться и помудрствовать лукаво.

С треском предложение провалится  — тоже не велика печаль и почти никакого риска. Всегда можно откреститься. Мол, это они, не подумав, ляпнули. С нами, грамотеями-начальниками, не посоветовались. Самодеятельность, что с нее взять!

Для министерств, ведомств, комитетов и прочей казенщины, никак и ничем не проявляющей себя десятилетиями, такое жонглирование инициативами «снизу» — Клондайк и одновременное Эльдорадо. Они из года в год позволяют имитировать важность и значение государственных органов, которые из-за своей неэффективности атрофировались и стали бесполезны давным-давно. Но вот что характерно. Чем громче и пронзительнее голоса так называемых независимых представителей общественности с их «караул, мамочки, S.O.S!» – тем масштабнее, противоестественнее и опаснее предлагаемые ими меры по выходу из кризиса.

 «Общественный совет при Государственном комитете Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей вышел с инициативой ограничить время работы магазинов крупных федеральных и международных торговых сетей.

Инициативу  выдвинул директор девелоперской компании «М7», член общественного комитета при госкомитете по торговле и защите прав потребителей Виктор Перепелица, – передает канал РБК.

Пускай заморское определениеце «девелоперская» не обманывает тех, кто владеет английским в пределах школьного курса. Там это словечко, ходовое и новомодное нынче и у российских предпринимателей, буквально означает «развитие». Но, как видно, у общественных «вассалов» республиканского Госкомитета по торговле свои представления о том, какой местной горной тропой покорять вершину бизнес Олимпа.

Суть предлагаемого ими нововведения «в ограничении времени работы магазинов крупных федеральных и международных торговых сетей (Лента, Метро, Ашан, Окей и др.), не зарегистрированных в качестве юридического лица по основному виду деятельности на территории Республики Башкортостан, до 19-00 местного времени.

Также предлагается ограничить время работы зарегистрированных в Башкирии магазинов, доля на рынке розничной торговли которых превышает 10%, до 21-00 в выходные и праздничные дни».

Господин Перепелица искренне верит, что только такое «развитие» и позволит «сформировать конкурентную среду, обеспечить благоприятные условия для малого и среднего предпринимательства» и утереть нос крупным сетям, которые «генерируют на территории республики большую выручку, не платят здесь налоги и не дают развиваться небольшим местным ритейлерам».

Вот такой, отнюдь не опереточный «бизнес-план» по спасению местного предпринимательства выносил и предложил член общественного совета при Комитете. Он не просто состоит из люмпенских призывов шарахнуть из-за угла по гипер-, супер-, мега- и прочим небашкирским маркетам, противопоставив им государственную машину в лице враждебной республиканской власти и территориальных органов. В нем к тому же еще и сквозит ошеломляющая уверенность, что без устройства подобной партизанщины в тылу успешных конкурентов «магазины у дома и небольшие торговые сети» не выживут. С такими отчаянными мыслями и до поджогов крепкого соседского подворья недалеко. И прямая дорога в Шервудский лес, в объятия к его неформальному хозяину и славному парню Робину Гуду.

Ну, и что же предлагают  дорогие местные заступники малого бизнеса? Разумеется, немедленно, персонально для них начать разбрасывать спасательные круги, не считаясь с финансовыми, имиджевыми и моральными потерями, и на каждом шагу создавать трудности жителям республики. Загонять десятки тысяч людей, ежедневно посещающих эти магазины после 19, в искусственные временные рамки. Для чего к каждому потенциальному покупателю, видимо, придется приставить по полицейскому. Чтобы не дай бог, мы не купили что-то после семи вечера, нарушив хрупкую конкуренцию на местном рынке, и тем самым не покусились на святое – башкортостанское предпринимательство.

То-то и без того издерганный народ этим от балды придуманным идиотским неудобствам обрадуется. А родная республика враз поднимется в рейтинге по всем новостям, включая зарубежные. И в новых одеждах защеголяет в «антигероях», что лихо и отморожено ставят на колени бизнес, вызывая зависть и трепет даже у видавших виды бандитов. Да после таких восхитительных зигзагов правления руководство любого региона кубарем полетит вверх тормашками.

А с рабочими местами, с таким трудом созданными, что будет? Во всех этих «Лентах», «Океях», «Ашанах», «Метро» вкалывают тысячи человек. Много где набор персонала продолжается. Им снова искать работу?

Придется всем нам скоренько выбросить из головы и то обстоятельство, что открытие каждого такого магазина в Башкирии было для нее новостью номер один и событием огромного значения. В церемониях по их пуску лично участвовали первые лица республики. Сколько копий было сломано, прежде чем открылась та же «Икеея»? С каким нетерпением ждали второго «Ашана»? Какой помпой было обставлено появление «Планеты»? Это колоссальный престиж, до зарезу необходимые инвестиции, личные гарантии высоких договаривающихся сторон. Все это одним махом пустить под откос, наслушавшись дурацких советов невесть кого, озабоченного туманными перспективами своего маленького гешефта?

Для чего? Зачем? Чтобы взять на вооружение и воспользоваться «крутыми» мерами по спасению предпринимателей, которые возможно несостоятельны, а то и вовсе не в своем уме. Про неадекватность – не просто подозрение и не для красного словца.

Авторы инициативы не придумали ничего лучше, чем подкрепить ее  доводами в защиту «снижения транспортной нагрузки в часы пик вокруг крупных торговых центров и гипермаркетов». Вообще-то большие магазины в мегаполисах строят не для того, чтобы мимо их окон с фермы на пастбище и обратно, аккурат два раза в день, лениво брело колхозное стадо, и больше за сутки не было ни души. Это не унылое сельпо в глухой деревеньке образца начала 80-х. Люди гурьбой приезжают в такие магазины, специально выкраивая лишний часок, чтобы под завязку закупить все необходимое по приемлемой цене. Под это все подстроено и этому подчинено. Включая огромные подземные парковки и удобные подъездные пути. Если авторам инициативы по каким-то причинам в таких местах тесно и неуютно, это их личная беда.

Впрочем, дело тут, кажется, вовсе не в переживаниях за перманентный транспортный коллапс в окрестностях опостылевших крупных магазинов и сострадании неведомым покупателям. А в том, что у выдумщиков при Комитете просто нет иных вменяемых аргументов, которые подтолкнули бы ответственных лиц за торговлю в республике в нужном и выгодном для них направлении.

Вот и приходится городить беспардонную чушь про транспортные проблемы. Подсчитывать немыслимые и запредельные по меркам жадных местных предпринимателей барыши крупных торговых сетей, обвиняя их в выводе денег за пределы Башкирии. И выдвигать пустые, но амбициозные требования прекратить безобразие любой ценой под предлогом и во имя заботы об отечественном производителе. Но в свете всех этих заскоков и наскоков именно последнему-то и достанется больше всего.

Как оказалось, инициативу Перепелицы вовсю муссируют в интернете. Сторонников он за редким исключением не набрал, поскольку запреты, да еще такие топорные и вздорные, не приветствуют нигде. А вот обвинителей в самодурстве отыскалось более чем достаточно. Среди них оказались и такие, кто готов отвернуться от местных сыров, молочки и спиртного, вплоть до полного отказа покупать товары в республиканских торговых сетях. Благо, сравнительно невысокое качество, «кусачие» цены и средненькое обслуживание и так отрезвляют, как нельзя лучше.

Возможно, Госкомитет по торговле незнаком с этими негативными высказываниями и там просто не представляют, что может случиться, если на государственных должностях вопреки здравому смыслу отыщутся всемогущие «волшебники», готовые исполнять несбыточные желания и потакать капризам узкой части башкирских предпринимателей на грани банкротства. Тем более, ни в республиканском, ни в федеральном законодательстве не прописаны правовые нормы, обязывающие торговые сети приспособить рабочий день под чьи-то воспаленные фантазии и необузданные хотелки.

Так что стремление навязать свой вариант любой ценой может обойтись госчиновникам очень дорого. Не стоит ввязываться в безнадежное дело, руководствуясь эмоциональной реакцией на чьи-то убытки и не представляя всех  последствий принятых мер. Все-таки последний и решительный бой – по части отчаявшегося пролетариата из гимна, а никак не торгашей и функционеров, курирующих местное предпринимательство. Это тому, как известно, кроме цепей терять нечего…

Расул ГИЛЬМАНОВ.

Написать ответ