Башкирским маршруткам устроят «большую чистку»

Январь 24, 2016

90707-7К лету власти намерены ликвидировать в регионе нелегальный общественный транспорт

Башкирские власти впервые за много лет всерьез взялись за решение проблемы нелегальных маршруток. Теперь у них для этого есть законный механизм: в прошлом году вступил в силу новый закон о регулярных пассажирских перевозках. С его помощью местный госкомтранс намерен уже к лету ликвидировать всех нелегалов на рынке. Перевозчики, работающие по муниципальным контрактам, в целом о новом законе отзываются положительно. Однако для того, чтобы он действительно заработал, власти, по их мнению, придется потрудиться.

К середине июля с дорог в башкирских городах должны полностью исчезнуть нелегальные маршрутки. Именно такой срок установлен федеральным законом № 220, который вступил в силу летом прошлого года. Согласно нему, все перевозчики в России должны иметь специальные маршрутные карты. А они должны выдаваться только тем, кто прошел процедуру торгов и получил контракт. Тем, у кого таких карт не будет, осуществлять перевозки запретят.

За пять месяцев – подготовить все

Пока нелегальные маршрутки остаются большой проблемой. Для того, чтобы закон действительно заработал, необходимо подготовить целый пакет документов. Для того чтобы ввести «карты допуска на дорогу», власти должны, прежде всего, создать реестр маршрутов. В него должны включить каждый необходимый маршрут, чтобы не получилось так, что какой-то из них оказался вне правового поля. После того, как реестр будет готов, все муниципалитеты должны будут срочно провести конкурсы. По их итогам и определятся перевозчики, которые получат маршрутные карты. До финишной прямой осталось меньше полугода, и поэтому сейчас работа в госкомтрансе идет полным ходам.

«Этот этап закона (выдача маршрутных карт – прим.ред.) вступит в силу 15 июля 2016 года, — пояснил недавно на пресс-конференции глава госкомтранса РБ Сергей Мережко. – К этому времени муниципалитеты должны провести все необходимые конкурсные процедуры. Может получиться и так, что нам всех придется привлекать к ответственности. Важно также учесть все маршруты, ни одного не забыть, потому что если даже если один маршрут не попадет в реестр, придется привлекать перевозчика к ответственности».

Закон будет работать, если…

Легальные перевозчики воспринимают новый закон в целом положительно. Для них нелегалы – просто беда. Ведь они мало того что забирают значительную часть пассажиров, еще и не подвергаются проверкам со стороны контролирующих органов. Причина проста: чтобы проверить нелегалов, их надо найти, а это часто не так просто, как кажется.

«Внушает оптимизм и то, что вводится маршрутная карта, и то, что увеличены штрафы за нелегальные перевозки. Теперь он будет налагаться непосредственно на водителя, — говорит заместитель директор ООО «Альянс СКД» Александр Зырянов. – Я думаю, что закон работать будет. Но, конечно, при условии, что будет должный контроль со стороны контролирующих органов. Нужно брать за основу опыт других городов: подключать ГИБДД, транспортную инспекцию, транспортное управление города. А госкомтранс, конечно, должен следить за слаженной работой этих структур».

Бороться можно, но сложно

Убрать нелегалов со своих маршрутов муниципальные перевозчики пытаются и сейчас. Прежде всего, через суды. Однако, такие дела обычно идут не без сложностей.

«Мы с 2007 года начали судиться с нелегальными перевозчиками на наших маршрутах, — рассказывает директор ООО «Уфа-лайн» Алексей Никитин. – И в принципе практика наша положительная: теперь на наших маршрутах сторонних перевозчиков нет. Однако, новый закон, в котором четко прописаны условия работы на маршрутах, конечно, значительно упростит эти процедуры. Другое дело, что для того, чтобы он заработал, местные власти должны принять региональный нормативно-правовой акт, прописать четко всю процедуру, и это необходимо сделать где-то уже в марте».

Ни для кого не секрет, что много проблем доставляет и коррупция: многие нелегалы работают «под прикрытием» своих людей, например, в правоохранительных органах, а потому остаются безнаказанными. Однако, коррупцию, как справедливо признают участники рынка, «этим законом не искоренишь, и для решения этой проблемы нужны совсем другие методы». Теоретически существует и риск передела рынка в пользу монополиста: уже сейчас, например, большую часть межмуниципальных перевозок осуществляет «Башавтотранс». Хотя, по отзывам частных перевозчиков, торги, «в принципе достаточно прозрачны». Что будет дальше, они пока прогнозировать не берутся.

Наталья Кузнецова

Написать ответ