Хоть в реку

Март 4, 2016

4325353463Ревизоры вскрыли крупные нарушения в работе «Башкирского речного пароходства»

Вопиющие факты вскрыли аудиторы Контрольно-счетной палаты в ходе проверки «Башкирского речного пароходства» (БРК). Крупные убытки, которые несла компания в последние годы, в финансовых отчетах «превращались» в прибыль. Пароходство наращивало многомиллионные долги, по несколько месяцев не платило зарплаты работникам. Сейчас новое руководство в срочном порядке ищет пути выхода из кризиса. Однако состояние речного флота едва ли позволяет говорить о том, что трудности будут преодолены.

Успехи на бумаге

Ситуация в ОАО «Башкирское речное пароходство», как дали понять ревизоры, близка к критической. Компания работает с крупными убытками, и они растут с каждым годом. В 2014 году их сумма составила 43 млн руб, а за 9 месяцев 2015 года – уже 57 млн руб. Но самое главное то, что это тщательно скрывалось. Как выяснили ревизоры, бухгалтерская отчетность в последние два года была искажена. Так, в 2014 годы, согласно отчетам компании, пароходство якобы отработало с прибылью в 1 млн руб, а за первые три квартала прошлого года – в 700 тыс. руб. Нашлись и факты, требующие вмешательства прокуратуры. Так, в ноябре 2014 года речной порт «Уфа» нанял фирму «Уралстройкомплект» для перевозки дизельного топлива на общую сумму 11 млн руб. При этом никаких документов о том, где было выгружено топливо, ревизорам не представили. Эту информацию контрольно-счетная палата передала в Приволжскую транспортную прокуратуру. Сейчас проводится проверка.

Долги на миллионы

Работая в убыток, пароходство накопило многомиллионные долги. Только в бюджет и небюджетные фонды, по данным на январь этого года, сумма составила 104,5 млн руб. Еще около 200 миллионов компания должна по кредитам. С сентября прошлого года, работники пароходства не получали зарплату. Сейчас задолженность удалось погасить. Благодаря содействию регионального правительства деньги на общую сумму 31,5 млн руб пароходству перечислили «Башкиравтодор» и «Башгражданстрой». Но дальше решать проблемы нужно самим. И многие члены коллегии КСП усомнились, что сделать это удастся.

«Основные коэффициенты финансовой стабильности предприятия имеют отрицательное значение и свидетельствуют о невозможности покрытия текущих обязательств и снижении рентабельности — резюмировала аудитор Елена Петрова. – Ликвидные активы не позволяют покрыть кредиторскую задолженность»

Выжить на металлоломе?

В Минземимуществе и госкомтрансе республике возлагают надежды на нового руководителя «БРП». Пятый по счету за последний пять лет гендиректор компании Азат Сайфутдинов работает на своем посту с декабря прошлого года. Членам коллегии он заявил, что разработал антикризисный план, который «сейчас проходит согласование в госкомтрансе». Подробности документа он не уточнил, пояснив лишь, что пароходства рассчитывает на «развитие навигации», а также планирует «реализовать свои активы». При этом продавать свою землю, как позже пояснил журналистам зампредседателя госкомтранса РБ Азат Калимуллин, «БРП» не планирует. Выручить нужные средства компания попробует за счет продажи металлолома, а также судов, которые простаивают из-за обмеления реки Белой. Также он озвучил идею реализации в Уфе «проекта пантоннов». Они, по его словам, будут передвигаться по туристическому маршруту из 18 площадок. При этом он подчеркнул, что для этого «надо строить новые суда и создавать инфраструктуру для отдыха». Давая понять, что нынешний флот, изношенность которого превышает 60%, вряд ли привлечет туристов и отдыхающих горожан.

Что касается продажи госпакета «БРП» (республике принадлежит 65,55% уставного капитала ), то на такой вариант, по-видимому, даже не приходится рассчитывать. Он уже несколько раз выставлялся на торги, но им никто не заинтересовался. Ко всему прочему недавно один из кредиторов потребовал банкротства «БРП», что еще более усилит непривлекательность актива.

Оптимизм вне реализма

Несмотря на печальные реалии, правительство и новое руководство БРП сохраняет оптимистичный настрой. Как заявил Азат  Сайфутдинов, этот год «планируется завершить без убытков». Свои активы компания планирует реализовать в течение двух-трех месяцев, и эти деньги пойдут на погашение долгов. «Текущие расходы мы способны обеспечить», — заверил он. К слову, в компании работают около 600 человек. На навигацию в этом году запланировано лишь 41 судно. А на восстановление каждого из оставшихся 96 судов нужно в среднем 6-9 млн руб. На господдержку, учитывая долги компании перед бюджетом, тоже вряд ли стоит рассчитывать.  Остается лишь верить в такой несокрушимый оптимизм.

Наталья Кузнецова

Один ответна «Хоть в реку »

  1. Павел Юрченко на Март 13, 2016 из 10:25 дп

    К директор БРП в упомянутом 2014г., хочу сказать, что мы как раз обнаружили, что в отчетности убытки прячутся в незавершенном производстве и запретили это делать.
    Я в правительстве постоянно говорил, что БРП находится в состоянии технического банкротства и надо кардинально менять всю систему речной отрасли. Собственно. за критику меня и уволили.
    Зачем это делалось? Дело в том, что БРП хоть и государственное предприятие, но бюджетных денег не получает (кроме небольшой дотации за перевозку пассажиров льготников, менее 1% от всего оборота компании). Это в чистом виде коммерческое предприятие, но отчитывается оно перед чиновниками Гостранса и Минимущества, а там с истерикой относятся к «некрасивым отчетам».

    Т.к. уволили меня 26 декабря 2014г, то, слава Богу, к составлению липового отчета за 2014г. я не имею отношения, но все равно должен сказать, что 43 миллиона это не убыток за 2014г, это общая сумма убытков, отнесенная бухгалтерией на статью «незавершенное производство» за весь период с момента создания БРП (т.е. с 2006г.), а сам 2014г по объемам перевозок был лучшим за последние 5 лет.
    Но в целом вывод правильный, с такой структурой и управлением со стороны государства, предприятие обречено. И проблема эта связана совсем не с обмелением реки.
    Проблема началась еще в середине 2000-х, когда пароходство продало весь морской флот и до 2012г включительно проедало деньги от его продажи.

Написать ответ