Почему отходы не приносят нам дохода

Май 6, 2016

56989660609Республика Башкортостан один из наиболее промышленно развитых регионов страны.

Природные богатства предопределили развитие на ее территории горнодобывающей, перерабатывающей, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслей промышленности, энергетики и трубопроводного транспорта, позволили развить сельское хозяйство.

В регионе более шести с половиной тысяч промышленных предприятий. При этом концентрация промышленного производства существенно превышает общероссийские показатели. Особенно в части предприятий нефтепереработки, химии и нефтехимии, что обусловило не только рост экономической мощи республики, но и привело к созданию целого ряда серьезных экологических проблем, в том числе и в области обращения с отходами производства и потребления.

Основными причинами обострения экологических проблем в области обращения с отходами являются:

  • высокий уровень износа технологического оборудования;
  • использование на предприятиях республики многоотходных технологий;
  • низкие темпы внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Объем накопленных отходов в республике достиг 2 млрд. тонн. Их основная часть приходится на долю горнодобывающей промышленности.

Ежегодно в республике образуется более 34 млн. т промышленных отходов, около 1,5 млн. т твердых бытовых отходов.

  Функции   управления    отходами   в   РБ   возложены   на  следующие  органы:

— Министерство   природопользования  и экологии РБ — управление, регулирование, контроль и надзор в   области   обращения с отходами производства и потребления (далее — отходы);

— ГУП  «Табигат» (в  ведении Минэкологии  РБ) – координация  управления  твердыми  коммунальными  отходами   в  РБ;

— органы   местного  самоуправления   РБ — организация  сбора,  вывоза,  переработки  и размещения отходов  производства и  потребления;

— Управление  Росприроднадзора  по РБ — разрешительная  деятельность, лицензирование,  экологическая  экспертиза, нормирование  в  сфере  управления  отходами  на  объектах, подлежащих  федеральному экологическому   надзору.

Порядок ведения республиканского кадастра отходов производства и потребления, утвержденный Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 августа 2015 года № 347, не предусматривает    открытого  доступа   к  информации, содержащейся в   Кадастре,  и   получить    информацию   даже  общего  характера    из  базы  данных  Кадастра  можно  только  по письменному запросу. Это существенно  осложняет модернизацию  данной  отрасли  экономики.

Согласно официальным  данным  Минэкологии  РБ, средний уровень использования отходов в качестве вторичных ресурсов на протяжении ряда лет составляет около 30% от общего годового объема их образования, что не соответствует    действительности  и противоречит  иным  фактическим  данным.  В  целом  по   России,   по  оценкам  экспертов, —  это не  более 5%.

В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки чистой макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы, часть минеральных отходов металлургической и горнодобывающей отраслей промышленности. Недостаточно используются золы и шлаки теплоэлектростанций, фосфогипс, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления.

Существующая в настоящее время в регионе система обращения с отходами основана преимущественно на захоронении их на свалках (полигонах) твердых коммунальных     отходов    (далее   —  ТКО)    или    длительном    хранении    (складировании) на  специализированных объектах, не соответствующих  требованиям экологического и  санитарно-эпидемиологического  законодательства.

Данные   учета   объектов  размещения  отходов  на  территории РБ  противоречат  друг  другу  в  зависимости  от источников, и зачастую Министерство природопользования и экологии РБ их игнорирует с  целью    введения   руководства  республики  в  заблуждение и имитации  своей  «бурной» деятельности.

По данным инвентаризации объектов размещения отходов, проведенной Министерством природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан в 2002 году, установлено, что на территории Башкирии расположено более трех с половиной тысяч объектов. В том числе три тысячи двести приходится на долю свалок ТБО. Около трехсот — на долю объектов размещения промышленных отходов.

Согласно же  данным  Минэкологии РБ  за 2010  год,   в  республике  зафиксировано  всего  лишь около 2600  несанкционированных  свалок  ТБО  и  167   полигонов  для  захоронения  опасных  промышленных  отходов.  При этом,    по  официальным    данным, ежегодно   «рекультивируются»   от 200  до 400  несанкционированным  свалок    коммунальных отходов. Что,  как  правило,  сводится, в  лучшем  случае,  к  перемещению  небольшого  объема отходов  на  ближайшую  свалку. В  худшем  — просто   закапывается   на  месте  обнаружения.  Но в  обоих случаях   реабилитация   земельного  участка  не  производится,  и проектная  документация  по рекультивации   земельных  участков  не  разрабатывается.  То  есть   ликвидация  несанкционированных  свалок    не  подтверждается  даже   документально,  но включается в  отчетность  как  показатель  «эффективности»  работы  Минэкологии РБ.

По официальным данным  Минэкологии  в   2015  году  установлено, что на    территории республики всего  лишь 7  объектов  размещения  опасных  промышленных  отходов.  Тогда  как  на самом деле в Башкирии только  7  действующих  объектов  подземного захоронения   токсичных  отходов   производства, образованных     ядерными  взрывами.   И ни одного   объекта  размещения   опасных  отходов (ОРО)   за  5  лет  не   ликвидировано  и не  рекультивировано.   Вопрос: куда  пропали  из данных  Минэкологии  РБ   с  2012  года  около 160 внутризаводских  непроектных (как  правило)  объектов   захоронения   опасных  промышленных  отходов  и   около   700   свалок  ТКО?    Ведь, как  известно, в  природе  ничего  не  исчезает  бесследно.

Широко  распространена  в республике и практика  проектирования  и  строительства новых полигонов   ТКО  в  районных  центрах    (без использования    стадийности     проектирования и  создания объектов  размещения  отходов — ОРО). Опять же, рекультивация  заполненных  свалок  не  производится, и такие  проекты  рекультивации   ТКО  не  проходили процедуру  экологической  экспертизы (примеры — свалки  городов  Стерлитамак и Салават,  пос. Кармаскалы,   пос.   Месягутово  и   многие другие).

В регионе крайне медленными темпами внедряется система раздельного сбора отходов, особенно компонентов ТБО. Из-за ее отсутствия вместе с пищевыми отходами, бумагой, полимерной и другой тарой выбрасываются банки с остатками красок, ядохимикатов, лаков, разбитые содержащие ртуть приборы и лампы, лекарства и прочее. Токсичные компоненты отходов в виде фильтрата  и  огромных  объемов   свалочных  газов  наносят  реальный ущерб  окружающей среде и здоровью населения.

Особая проблема — промышленные отходы. Совокупность опасных свойств, характерных для них (токсичность, пожаро — и взрывоопасность и др.), создает особый риск для здоровья населения и окружающей среды. Нежелание (или отсутствие возможностей) предприятий вкладывать финансовые средства в создание замкнутых технологических циклов, в которых отходы, образующиеся в одном технологическом цикле, являются сырьем для другого, приводит к увеличению объемов размещения отходов на свалках (полигонах) ТБО. Несовершенство системы учета образования и «движения» отходов приводит к несанкционированному размещению токсичных промышленных отходов на свалках ТБО, берегах рек, водоемов, в пригородных лесах и т. д.

Низкий уровень экологической культуры населения способствует захламлению территорий в местах массового отдыха горожан, вокруг садовых и дачных участков, вдоль автомобильных и железных дорог и т. д.

Помимо экологических аспектов, проблема отходов имеет и экономическую сторону. Как промышленные, так и бытовые отходы — источники вторичного сырья. Их переработка существенно помогает сэкономить  природные ресурсы.

Создание и развитие производств (установок) по сбору, переработке и обезвреживанию отходов – ключ к социальным проблемам, новым рабочим местам для жителей районов и городов.

Для  республики  также  актуальна  проблема  транспортировки отходов. В настоящее время определенная часть населения, проживающего в неблагоустроенном жилом секторе, не охвачена плановой системой вывоза отходов. Часть их сжигается на местах, что противоречит Закону Республики Башкортостан «Об отходах производства и потребления», часть закапывается на придомовых территориях, а большая часть, также в нарушение законодательства, попадает на межселенные территории. Так появляются стихийные несанкционированные свалки на пустырях, вдоль дорог и пр.

В последние годы в республике ведется интенсивное строительство, что приводит к росту отходов строительства и сноса. Точные объемы образующихся строительных отходов оценить трудно, однако необходимо отметить, что их основная часть размещается на свалках (полигонах) ТКО, сокращая их срок эксплуатации.

При организации работающей системы управления строительными отходами они могли бы быть использованы при рекультивации нарушенных территорий в качестве подстилающих материалов при строительстве различных объектов малого бизнеса и др.

Одна  из  задач отраслей  благоустройства  и  жилищно-коммунального  хозяйства — регулярная уборка территорий (уличных, дворовых, внутриквартальных и других) от мусора, снега, технических и технологических загрязнений. В зимний период осуществляется вывоз снежных масс с территории городов и населенных пунктов. Поскольку такой снег загрязнен песчано-соляной смесью, бытовым мусором и т.д., необходимо наличие специально отведенных мест для вывоза снега (снежных свалок, снегоплавильных пунктов), оснащенных локальными очистными сооружениями.

В летний период при уборке территории городов и населенных пунктов образуются смет, ветки, листва и т.д. При уходе за зелеными насаждениями — веточная масса. Древесные отходы и парковый смет вывозятся на свалки ТБО или на так называемые свалки веточных масс. Зачастую накопленная масса сжигается.

Анализ существующей в настоящее время ситуации в сфере обращения с отходами на территории республики показывает, что, несмотря на принимаемые Правительством Республики Башкортостан меры, имеется острая необходимость повышения эффективности системы управления отходами. Как это сделать, читайте в следующем материале через неделю.

Александр ВЕСЕЛОВ, председатель Союза экологов РБ.

Написать ответ