Кого благодарить за опасные полигоны ТБО в республике

Май 20, 2016

8709767

В Башкирии  7  мусоросортировочных   комплексов и установок.

В городах  Уфа, Октябрьский, Стерлитамак,  Благовещенск, Нефтекамск,  Бирск,  Салават и Ишимбайском районе. Все они построены благодаря  инициативе  предпринимателей  и вопреки  политике  Минэкологии РБ,  которое упорно не  желает включать  в  типовые  проекты строительства  полигонов  ТБО данные  объекты. Не  поддерживает республиканское министерство и усилия предпринимателей по внедрению технологий переработки  отходов.

Из порядка 75 тыс. предприятий  в регионе только 6985 сдают отчеты по форме 2-ТП (отходы), остальные соответственно не забивают себе этим голову. А единственный государственный орган, уполномоченный на прием, обработку этих отчетов в регионе, — Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан при своей явно недостаточной  численности  штатного состава. Однако имеются случаи, когда данная документация принимается территориальными управлениями Минэкологии РБ. Чего не должно быть в принципе. Это все рвано, что выпускной экзамен по физике сдавать физруку. На слух похоже, но предметы ведут абсолютно разные. Так и здесь.

Кроме этого предприятия малого и среднего бизнеса вместо нормативов образования отходов и лимитов на их размещение обязаны предоставлять ежегодный отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. За 2013 год субъектами малого и среднего бизнеса сдано 1985 таких отчетов.

Еще одна проблема – это учет принимаемых отходов по весу и классу. Точнее – его отсутствие. В настоящий момент на территории РБ распространена практика так называемой «покупки» талонов  на    прием   отходов  для  размещения. На деле это означает, что достоверной информации о количестве и видах отходов, размещаемых на полигонах, попросту нет. В результате предприятия, эксплуатирующие полигоны, умышленно занижают эти сведения. На этом попадались ООО «Вториндустрия» г. Стерлитамак, МУП «Спецавтохозяйство по уборке г.Уфы», МУП  САХ  ГО г. Салават, полигоны  ТБО г. г. Нефтекамска,  Бирска, Янаула,  Белорецка  и много кто еще.

По некоторым полигонам Минэкологии РБ выдавались свидетельства о регистрации объектов размещения отходов ГУП «Табигат», в которых вместимость полигонов превышала проектную в 2 раза. К  примеру, свидетельство №26 о регистрации ОРО от 29.10.2012 на полигон Чишминского района.

«Табигат» вообще в республике на особом положении. В  его ведении по  договору  с  Минимуществом  РБ  находится  15 полигонов ТБО. По результатам  аукционов (проведенных  с  многочисленными нарушениями), 8 из них ГУП передал коммерческим  фирмам. А те зачастую не имеют ни  специалистов, ни материальной  базы,  ни  лицензии на право размещения  отходов. Притом, что эти фирмы к такой деятельности не  приспособлены, с ними заключены договоры  аренды полигонов, агентские  договоры  или договоры  аутсорсинга. Предмет этих сделок — передача  лицензионных  прав  на   прием и размещение  отходов, принадлежащих ГУП. Таким образом, построенными  за  счет  республиканского  бюджета полигонами незаконно распоряжаются коммерческие фирмы. Доходы от их эксплуатации поступают не  в  бюджет, а  идут на содержание «Табигата».

Кроме  этого,  все  43 «бюджетных» полигона ТБО под завязку  завалены  отходами и нуждаются в расширении опять-таки за государственный счет. Сортировки и брикетирования перед  захоронением на подавляющем большинстве  хранилищ нет.

Особняком стоят случаи списания  бюджетных  затрат  на  строительство  мусоросортировочного комплекса  на  полигоне  ГУП «Табигат» в Стерлитамаке. Введенный  в  эксплуатацию комплекс  фактически  развален.  Переполненный полигон в городской черте был передан в аренду ООО «Вториндустрия», которое построило собственный мусоросортировочный  комплекс в  черте  города. Здоровья горожанам это опасное хранилище в непосредственной от них близости, естественно, не прибавит.

С эксплуатацией объектов по размещению отходов связаны и проблемы категории земель. В соответствии с ч. 5 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов, в том числе в границах населенных пунктов. В Башкирии   к  таким  объектам  относятся —  ОАО Спецавтохозяйство» г. Агидель, ГУП «Табигат» РБ г. Учалы, ООО «Вториндустрия» г. Стерлитамак. МУП  Спецавтохозяйство  г. Салават, ООО «Бирсккоммундорстрой», МУП Полигон г. Сибай.

Действующее  законодательство также запрещает эксплуатацию объектов размещения отходов на землях сельскохозяйственного назначения. Примеры? ООО «Жилищник», ООО «Коммунальное хозяйство» Балтачевского района, ООО «Водолей».

А еще в республике существуют «полигоны», которые построены и эксплуатируются без всякой проектной документации. ООО «Экополигон» г. Мелеуз — бюджетные   средства на  строительство нового полигона  частично  ушли на строительство пруда, переданного  частному собственнику.  Еще есть полигон-фантом МУП «Коммунальщик» селе Малояз, Салаватский район. ООО «Коммунальник» в поселке Николо-Березовка, Краснокамский район. Поскольку проектов этих объектов не существует, невозможно установить их параметры, наличие и виды систем защиты окружающей среды от негативного воздействия.

Немало вздора и разной чепухи вокруг государственной регистрации объектов по размещению отходов производства и потребления. Так, Росреестр выдает свидетельства о праве собственности на «полигон». В качестве «полигона» же нечистые на руку дельцы указывают одноэтажное здание («бытовка» для персонала). Тогда как «полигон – это комплекс, предназначенный для размещения отходов».

Настоящим бичом для окружающей среды стали многочисленные районные свалки. По запросу Управления Росприроднадзора по РБ главы администраций  представили информацию  об объектах размещения отходов у себя в районах. По этой сводке, в Кигинском районе 27 таких свалок, в Буздякском — 55, в Кармаскалинском — 38 объектов. И так везде. Эта информация отражена в Республиканском кадастре отходов и объектов размещения отходов. Минэкология в курсе, она сама ведет этот учет. Согласно этому кадастру в Башкирии свыше 2500 свалок. Однако действенных мер по их ликвидации не было, и нет. Тогда как число свалок постоянно растет и не поддается полному учету.

Хватает в республике и нарушений, связанных с эксплуатацией внутризаводских  полигонов для  размещения  опасных   промышленных  отходов в черте населенных  пунктов.  В  обход законодательства  в республике ворочают делами 160 таких объектов.  Зачастую на них тоже нет никакой проектной  документации.  Там отсутствует гидроизоляция. Не ведется учет поступающих и накопленных  отходов. Не осуществляется достоверный   экологический    мониторинг  и должный  государственный  экологический  надзор.  По лезвию бритвы ходят такие предприятия, как ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Газпромнефтехимсалават», Управление  магистральных  нефтепроводов,  «Цветаевский» (БСК, ООО «Энергосервис», ООО «СКОК»), УМПО,   Автонормаль   и др.

Эксперимент   по  сбору  ртутьсодержащих ламп и приборов проводится только в одной Уфе. Однако в ОМСУ эта деятельность не упорядочена, как это сделано в федеральных нормативных  актах.

В  республике    организован   сбор   (по  факту не  более 80%  от покупаемых)  ртутьсодержащих  ламп и приборов  от  юридических  лиц.  У населения  же этот отработанный материал нигде, кроме Уфы, не принимают. А все пиар-акции  по  их маршрутному  сбору «Экомобилем»  — чистая реклама.

То же самое можно сказать и о других республиканских  целевых  программах, осуществляемых министерством в области экологии. Они крайне неэффективны и малопривлекательны для инвесторов, специализирующихся на переработке отходов  в  сырье  или  товарную продукцию. Не идет на пользу и то, что  в республике нет  оценки  эффективности   работы   Минэкологии   РБ. Ослаблен   государственный   экологический      контроль и надзор. А количество несанкционированных  захоронений  отходов увеличивается   при  стагнации   республиканского  рынка  их переработки. Со стороны все эти «но» и «если» выглядят для потенциального инвестора пугающе.

Можно ли и как это изменить, читайте в публикации через неделю.

Александр ВЕСЕЛОВ, председатель Союза экологов РБ.

Написать ответ