Одним мёдом сыт не будешь

Июнь 30, 2016

 8966-0 Аналитическая компания «Три реки», занимающаяся консультированием по вопросам коммерческой деятельности и управления, провела интернет-опрос на тему образа Башкирии в сознании жителей республики и других регионов России.

     Аналитики пытались выяснить, насколько интересна республика для инвесторов и предпринимателей с целью вложения средств и открытия бизнеса, а также для простого человека. В опросе приняли участие более 700 человек – жители республики, других регионов, иностранных граждан.

     Прежде чем перейти к нынешним брендам, давайте вспомним, чем славилась Башкирия, в примеру, в позапрошлом веке. Тогда русские писатели, в том числе и самые великие, частенько посещали эти края. Лев Толстой бывал здесь часто. Он приезжал на кумыс поправлять здоровье. И сам он, и сопровождающие его люди оставили воспоминания. Тогда еще башкиры жили патриархальным мирком: летом кочевали, пасли скот, делали кумыс. Сообщалось, что не пахали и не ели хлеба. Пахать они начали после реформ Александра второго, когда освободили крестьян от крепостного права и от земли, и они тронулись на целинные земли. Эти земли, где подкупом, где обманом, забирали у башкир и заодно приобщали их к земледелию.  Сын Льва Толстого вспоминал, как они с отцом выезжали в степь и смотрели на башкирские табуны.

     До Толстого в башкирские степи выезжал Александр Пушкин. Его интересовала история. Так появилась «Капитанская дочка», в которой рассказывалось о Пугачевском бунте. Заворачивал сюда и Чехов, лечил кумысом свою чахотку.

     Этот бренд – кумыс и раздольные степи – долгое время и составляли визитную карточку республики.

     Все перевернулось в середине прошлого века. В Башкирии нашли крупные месторождения нефти, начался нефтяной бум. Нефтеперерабатывающие заводы, крупнейшие в стране и Европе, надолго становились флагманами индустрии. Но не только они. Во время Великой Отечественной войны в Башкирию были перемещены многие заводы, да так здесь и остались. Моторостроительный гигант, завод коммуникационной аппаратуры и многие другие кардинально изменили облик республики. Появились новые города. За этот гигантский труд на знамени республики зазвенели многочисленные ордена. Индустриальная мощь стала ее символом.

     С чем же ассоциируется республика в начале ХХI века? «Три реки» анализировали и группировали результаты опроса по трем блокам – анализ образов, с которыми республика ассоциируется сегодня, типология  брендов и анализ желаемых образов региона в долгосрочной перспективе.

     Как выяснилось, ассоциируется республика с мёдом. Вторая по значимости ассоциация мнений – это Салават Юлаев. Еще упоминаются курай, природа и кумыс. Мёд оказался лидером и второго блока опроса, то есть стал главным брендом. «Башнефть» оказалась на втором месте, значительно уступив мёду. Причем, молодые люди до 24 лет чаще, чем остальные группы, выбирали вариант ответа «брендов у республики нет».

     Такой стереотип мышления появился не на пустом месте. В последние десятилетия промышленность стремительно деградировала, заводы закрывались или сокращали производство. Катаклизмы с продажами и перепродажами нефтеперерабатывающих, химических предприятий вызвали их отчуждение в восприятии  населения. Их перестали считать своими и перестали ими гордиться. Вот и закрепились в сознании мёд, кумыс, курай как республиканские бренды.

     Этому способствовали и бывшие руководители. Президент Муртаза Рахимов одно время предлагал не сеять так много зерновых, мол, нам столько не надо. На их месте предполагалось сеять травы, чтобы пасти скот. Другой не менее колоритный персонаж, бывший премьер- министр Раиль Сарбаев, тосковал по тому времени, когда в каждом ауле было по три табуна лошадей.

     В третьем блоке опроса анализировались желаемые образы региона в долгосрочной перспективе. Самое большое число опрошенных видят Башкирию туристическим центром России. Потому, что здесь, якобы, чистая экология, нетронутая дикая природа и будут созданы лучшие дороги. Сдается, это тоже результат пропаганды. И экология у нас, признаться, не самая чистая с нашей большой химией, и дорог пока нет. Зато много говорится о развитии туризма. А для привлечения туристов хороши и мёд, и курай, и кумыс. Еще подойдут лисьи малахаи и хороводы в степи. Именно так привлекают туристов африканские и южноамериканские  племена.

     Исследователи резонно отметили, что в двадцатке наиболее часто встречаемых ассоциаций, нет ассоциаций связанных с современными тенденциями развития общества и экономики: человеческий потенциал, инновации, технологичность, высокий уровень жизни. Для нашей молодежи недостаточно разводить лошадей, собирать мёд и делать кумыс.  На лошадях мы далеко не уедем. Надо пропагандировать компьютерное программирование, создание новых продуктов и технологий, добиваться таких условий жизни, которые бы соответствовали наступившему веку.

Игорь Седов

Написать ответ