Слово «выгода» пишется с большой буквы. А «качество» — с какой?

Ноябрь 17, 2016

860606«Убежало одеяло, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня». (с) Наш в целом ко всему привычный рядовой потребитель давно приноровился к тому, что цены на основные продукты питания постоянно норовят улизнуть от него, как постельные принадлежности от грязнули в стишке про «Мойдодыра».

Ровно неделю назад Башстат подсчитал индексы потребительских цен за 10 месяцев. Ключевое словосочетание  в этом, изложенном в доступной форме пресс-выпуске – их «неоднородная динамика». А если потеплее и поближе к желудкам граждан, то цены на основные продукты питания по-прежнему растут и не радуют.

Ржано-пшеничный хлеб подорожал на 1,7%, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки – на 0,6%. Молоко, сметана, кисломолочные продукты, сыры сычужные и масло сливочное «оторвались» от народа на 1,2-3,8%. Куриные яйца стали неприступнее и тверже, аж, на 8,5%. И даже необязательные, но желательные к хорошему столу пол-литра повели себя по-свински. Водка, виноградное вино и пиво зарубежных торговых марок нынче кусаются и бьют по скромным возможностям граждан с «горящими трубами» на 0,9-1,7%. Единственная ложка натурального меда в бочке этого дорожающего алкогольного дегтя – подешевевший на 2,5% коньяк.

«У природы нет плохой погоды», но продавцы утепленных курток, пальто, сапог и зимних ботинок этого не знают. И потому цены на них тоже растут, как черти полосатые. От 1 до 3,3%.

На 2,4% дороже обойдется желание покурить. Именно настолько подорожали табачные изделия.

Попытка сорваться из пункта «А» и доковылять в пункт «Б» на транспорте также нынче не по карману, как покой Михаилу Боярскому в образе Д’Артаньяна. На тот случай, если предстоит заправляться газовым моторным топливом, не поленитесь проверить – хватит ли наличности. Оно подорожало по осени на 6,3%.

Придется раскошелиться и за такой седой, древний и неистребимый порок, как простое человеческое любопытство. Даже если оно предстает в изысканном стремлении — быть в курсе важных новостей и событий, просматривая любимые газеты. Дешевых бульварных сенсаций нынче нет. Они подорожали на 2,3-3,5%, как и вся периодика в Башкирии в октябре. Знакомая по старым советским анекдотам история повторяется. «Правды» больше нет, «Известия» закончились — остался «Труд» за три копейки.

С полезностью или вредностью наших привычек эта нынешняя «дороговизна стульев для трудящихся, с которых дерут втридорога» никак не связана. Плюсов от чтения «перед обедом несоветских газет» определенно больше, чем от нескольких затяжек табачного дыма и втягивания никотиновых смол по окончании обильной трапезы. Но и производитель, и продавец одинаково неумолимы и непреклонны. Вне зависимости от того, что выпускают и чем торгуют – табаком или таблоидами. Для них это товар, за который, по всем рыночным устоям, законам и заповедям, положено ковать деньги, не отходя от кассы, и золотить украшенные «брильянтами» руки-крюки.

Такие же «манеры трактора катка» и у поставщиков услуг, с которыми мы сталкиваемся на каждом шагу, особенно в мегаполисах.  В слове «выгода» и для них непустой звук. Не одним же святым духом мелкой буржуазии питаться. В непроизводственной сфере цены разминаются с той же  лихостью, что и на продовольственных прилавках и рынках.

На 4,7% стало дороже обслуживание банковских карт. За поход к стоматологу и возврат к белозубой улыбке придется доплачивать от 0,3 до 2,5%. Попытки расширить свой кругозор и поднять индивидуальный идейно-нравственный уровень встанут чуточку дешевле, чем блестящая финансовая операция с банковской картой.  Например, в театре вас примут как родного, если доплатить 1,7% от прежней, дооктябрьской цены билета. А за проживание в гостинице «слупят» больше на целых 3,2%.

Однако стремительно дорожающая жизнь – не гарантия ее высокого качества. Интернет по-прежнему кишит личными историями униженных и оскорбленных с жалобами на низкое качество продуктов. Этот как раз и есть тот печальный общественный случай, когда зачастую преступление остается без наказания.

Относительно свежую антирекламную кампанию таких товаров провел на своих страницах в сентябре сайт «Говорит Уфа». Неприятные случаи они извлекли из социальной сети «ВКонтакте», в группе «Черный список». Там хватает рассказов про то, где и как были приобретены червивые шоколадные конфеты, тесто с гвоздями и готовая выпечка с такой же металлической начинкой, колбаса с шерстью неустановленного животного. Читать про это неприятно, но поучительно. Так есть хоть какой-то шанс, что дотошный и привередливый покупатель не пойдет за товаром во взятые «на заметку» нехорошие места.

Правда, от напраслины, поношений и злостной клеветы на таких страницах не застрахованы и добросовестные торговцы. Нет никакой гарантии, что на них там не станут почем зря опрокидывать целые грязевые ванны. Конкуренты, чем-то недовольные покупатели, личные недруги продавцов или сотрудников администрации, хулиганы, которых хлебом не корми – дай на сайте гадости повыдумывать. Да мало ли у кого на коммерсантов зуб прорежется и рука поднимется? По нынешним временам – это норма. А раз так, то отзывы в соцсетях принимать на веру нельзя. Нужны более надежные источники.

Куда все было бы проще, если б информация о никудышном качестве конкретной продукции в похожих ярких красках исходила бы от проверяющих и надзорных органов. Доказательно и в тех же словах и выражениях, в каких это делают задетые за живое пользователи в интернете. При всей своей чудаковатости бывшей шеф Роспотребнадзора Геннадий Онищенко все-таки смотрелся здорово. Оттого и до сих пор вспоминают. Его да Черномырдина. Других таких нет.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – такое витиеватое звучание приобрел в наши дни Роспотребнадзор — никуда и теперь не делась. Она и по сей день профессионально контролирует качество продукции. И кому, как не ей, в этой теме все карты в руки. Только работа территориального Роспотребнадзора представлена в сети и прессе убого и крайне бледно.

Притом, что сотрудники-то свой хлеб, похоже, отрабатывают добросовестно. Даже статистикой делятся. На сайте постоянно обновляется информация о проверках и рейдах, заведенных административных делах. Но из этого вороха отсканированных деловых бумаг, составленных канцелярским языком, мало что поймешь.

Кого взяли за жабры? За какие «трудовые подвиги» размазывают по стенке? Что откопали в бракованной продукции и насколько это опасно?

Повышенный интерес к этому и так очевиден и лежит на поверхности постоянного и пристального общественного любопытства. Поскольку каждый из нас регулярно ходит в условный продуктовый магазин, рискуя подцепить там какую-нибудь заразу под личиной качественного товара.  Но почему-то руководство службы не хочет спуститься с небес и приступить к рассказу о своей работе на постоянной основе, земным и общедоступным языком.

Если по каким-то профессиональным причинам нельзя это делать оперативно, что мешает «слить» в печать «дела минувших дней». Пускай журналисты потрудятся, расписывая «подвиги» тех, кто втюхивает людям всякую гадость и подвергает их здоровье риску.

Ведь, наверняка, среди них есть и злостные нарушители. Которые и самому Роспотребнадзору своей некачественной продукцией давным-давно попрек горла и все глазоньки промозолили. Для начала можно начать с исправления совсем уж «горбатых».

Что-что, а это по любому повысило бы авторитет органов власти.

При желании и поводы для такого предметного и задушевного разговора отыскать проще простого. Производство и выпуск некачественных пищевых продуктов можно поставить в центр целых расследований.

Хлеб. Сыр. Колбаса. Растительное и животное масла. Крепкие спиртные напитки. Разбирайся — не хочу. Любой из нас хоть раз да сталкивался с тем, что приобретенные в магазине и на рынке продукты питания своему названию не соответствуют или непригодны в пищу совсем.

Когда купленный в обед хлеб за 43 рубля к ужину крошится в труху или того хуже – еще и невыносимо горчит, будто туда сыпанули стрихнину с целью отправить на тот свет наследника престола из династии Валуа на веселом королевском пиру.

Не такая редкость и сыр по цене 400 российских рэ / кило, который размазывается, как крем для обуви. И по вкусу он также едва ли приятнее плавленого сырка «Дружба» 30-летней давности по 23 советских копейки за штуку. Но ведь то была не пища богов, а популярный корм людей сильно и хронически «зашибавших» или бедолаг с вечными финансовыми затруднениями.

Не в диковинку и паленое рафинированное растительное масло. Этот чудо «комбижир» 21 века на сковороде так шкварчит и разит на весь подъезд, что распугивает не только соседей, но и всю домашнюю живность, включая  неучтенную. Точно тянет страшным московским пожаром 1812 года на погибель смазавшему салом пятки Бонапарту. Вот ей богу не лгу, имел «несчастье подышать».

Заодно людям и разъяснили бы, почему на и без того сомнительный товарец первой необходимости не по дням, а по часам цены растут. Может, и очереди из желающих дополнять «черные списки» негативными личными мазками и критическими отзывами в социальных сетях сделались бы покороче. А на выкрутасы с пляшущими ценами на разную «невкуснятинку» и «ой, отраву!» народ реагировал бы поспокойнее.

Расул ГИЛЬМАНОВ.

(при подготовке использованы пресс-выпуски Башстата)

Написать ответ