«Королевы» и «шляпа жандарма».

Декабрь 7, 2016

3453454534— «Шляпа жандарма»! Да в окружении шахматных «королев»! — восклицаю, увидев старую фотографию, которую продемонстрировал краевед Анатолий Львович Чечуха.
Я обрадовалась, так как давно искала в старой Уфе «шляпу жандарма». В том месте, где я ее обнаружила на этом фото, раньше меня волновали другие вещи – действительно ли на «фартуке» две рыбки, на «полотенце» пешка или ферзя, или случайное пересечение линий рисунка?
Конечно, читатель догадался, что речь идет о деревянном доме с «фартуками» (нижняя доска наличника) и «полотенцами» (доска с декором в виде полотенца), но где находится такое строение?
На улице Гоголя, где стоит это здание под №22, не одно столь интересное и с тайнами. Например, флигель под №22/1, несмотря на утрату части декора, похож на сказочный теремок.
Знатоки символики древнего язычества понимают — почему вырезали на очелье (верх наличника) солнышко и цветы, треугольные и круглые капельки (Гоголя, 22), изображение Берегини (Богини) в окружении переплетающихся завитков стеблей и листьев (Гоголя, 22/1). Нет ничего странного, что на крыше (Гоголя,22) люкарна — будочка с вентиляционным окном — сооружена была в виде «шляпы жандарма» (примерно, после 1930-х годов декор утрачен на 90%). Поясню, люкарна, имеющая «крылья» с закругленными к верху концами карнизов, в западной литературе принято называть «шляпа жандарма». Но не понятно, что означают прикрепленные к этой «шляпе» в разных видах буквы «S» и «Р»? Одна из них только схожа со знаком бесконечности, или он сам и есть этот знак? Зачем в центре закругленного поля двух их этих букв помещена чуть выпуклая деталь в виде развивающегося знамени? Почему окружающие «шляпу» 4 парапетных столбика сделаны в виде шахматной «королевы» — ферзя (утрачены)? Допустим, эти валютообразные со спиральками и завитками формы любил стиль «необарокко»? Тогда, уместно ли соседство арочного окошка в лаконичном романском стиле? А шпиль на «шляпе» составлен из усеченных конусов, параллелепипедов или более сложных фигур?        Зашифрован ли тайный смысл?
Никто не может отрицать, что не зашифрован. Ведь «поздняя» эклектика рубежа 19 и 20 веков позволяет соединять несоединимое, создавать иллюзии, играть. К примеру, перечисленные выше (уже исчезнувшие) детали наряда дома были расставлены на крыше художественным приемом с помощью симметрии, что делает здание выше, стройнее, торжественнее. Если их восстановить, то уфимцы вновь будут здесь останавливаться в удивлении, пытаясь разгадать послание строителей — бывшего владельца усадьбы мещанина Гурылева и неизвестного пока губернского архитектора начала 20 века.
2354235 К счастью, кое-что еще осталось любопытное. К примеру, как уже было сказано, по центру «фартука» (доска под наличником) есть как будто абрис двух смотрящих друг на друга рыбок, между ними два ромбика, над рыбками две круглые дырочки. От очелья до четверти боковых рам спускается «полотенце», такое же у «фартука». «Полотенце» украшено фигурой с формой пешки или ферзи, а, возможно, символ Берегини, Богини Плодородия, которая висит между двумя косыми крестиками. Известно, косые кресты символизируют разум и просвещение, творческое начало. Данные рисунки – это магические знаки или только иллюзия, случайное совпадение линий?
Каждый выше названный парапетный столбик похож на шахматную «королеву» — ферзю, ведь покрыт изящным колпачком в виде маковки на тонкой шейке, над которой возвышается на более тонкой ножке бусинка. Почему середина маковки одета в широкий ажурный прозрачный металлический пояс-цилиндр?
На старом фото печные кирпичные трубы (сегодня другой формы и меньшего размера), в два раза выше и шире парапетных столбиков, покрыты металлическим дымником (утрачены) в виде ажурной прозрачной беседки с крестовидной крышей, над которой с более тонкой прозрачной
резьбой возвышается кокошник с флажком на шарике. Вероятно, флюгерок?
Между парапетными столбиками протянута металлическая парапетная решетка (утрачена) с орнаментом из повторяющихся одинаковых листьев кувшинки, по пластике рисунка может быть отнесен к модерну, как и красиво изгибающиеся водосточные трубы (утрачены) на углах домов ул. Гоголя, 22 и Гоголя, 22/1. Их воронки состоят из прозрачного ажурного цилиндра, который, сужаясь, переходит в шестигранное горло, вдобавок, на месте сгиба на трех гранях по розеточке.
По всей ширине крыши одноэтажного трехоконного флигеля (ул. Гоголя, 22/1) «распластала» длинные «крылья» люкарна (вентиляционное окно, суда по старому фото, декор утрачен на 70% после 1930-х годов). Неужели здесь полагающиеся парапетные столбики с решеткой отсутствуют? Они есть, но создана иллюзия их отсутствия с помощью ажурной решетки, так как геометризированный растительный орнамент с мелкими просветами издалека кажется непрозрачной стеночкой. Поэтому создается впечатление, что люкарна имеет слишком длинные «крылья», а парапетных столбиков как будто просто нет.
В каком же стиле выполнена люкарна флигеля? Рисунок выше названного орнамента взят из древнерусского, как и подкарнизного подзора треугольного фронтона люкарны, и пузатая гирька, свисающая с конька фронтона. В центре люкарны помещены два арочных оконных проема (сохранились) со сложным рисунком переплета по типу средневекового витража (утрачен). Европейцы подобную люкарну величают «шляпой-треуголкой». Над люкарной возвышается завершающийся шишечкой шпиль (утрачен) с шариком и перемычками у основания.
В «неорусском» стиле выполнено оформление парадного входа через сени. Его венчает аттик (стенка) с полукруглым фронтоном. Последний опирается на вертикальные лопатки «крыльев», последние тоже завершаются лопаткой. У карниза аттика имеется прорезной подзор (сохранился), рисунок в виде плетенки. По центру аттика прикреплена крупная розетка-солнышко (сохранилась) с мелким прорезным рисунком. Двухстворчатые двери (сегодня одна створка) имели по две разновеликих финагерии на каждой профилированной створке, над дверью прямоугольный люнет (сегодня правый замурован). Наддверной козырек (утрачен) с треугольным фронтоном держится на резных кронштейнах (утрачены). Козырек покрывает двухступенчатый карниз с подзором, напоминающим карниз главного дома усадьбы под №22. На верхней части этого карниза прибита доска (причелина) с пропильной резьбой, зубчики ее подзора не, как обычно, направлены вниз, а смотрят вверх, что очень красиво, и этот прием часто использовался в стиле «ропет». Названный стиль иногда называют «петушиным», так как на конек крыши или фронтона крыльца надевали резного петушка. Может быть, и здесь он когда-то красовался?
546456456Крупные окна над низким цоколем флигеля (№22/1) отличаются от окон главного дома усадьбы (№22). Первые одеты в крупные резные наличники, где есть с небольшим выступом сандрик с треугольным фронтончиком на «крыльях», короткие «серьги» из маленького квадратика по типу «бриллиантового» руста. Верх сандрика защищен жестью с мелким подзором. Профилированный ступенчатый карниз сандрика имеет нижний резной пояс.
В симметричном рисунке резьбы очелья и «фартука» наблюдается коврового типа народный растительный орнамент. С узкого «фартука» свисают четыре кружевные то ли заостренные кисточки, то ли пузатые перышки.
Имеется более раннее фото, где стены сруба фасада флигеля не покрыты тесом. От того он, без сомнения, являлся характерным теремком в стиле «ропет». У него были обычные печные трубы. Но, судя по другой, более поздней фотографии, о которой сказано в начале статьи, по какой-то причине на них надели темного цвета колпаки (утрачены) с маленьким простым металлическим дымником. Высота колпаков была равна высоте трубы, и в результате стали выглядеть как каминные дымоходы периода средневековой Европы с малоснежной зимой. Неужели в нашем крае такие были?     Зачем для местного климата понадобились такие высоченные? Сколько
времени простояли на флигеле, и когда их сняли? С потерей чужеземных дымоходов флигель вновь стал похож на теремок, хотя со временем утратил важное украшение — описанную выше «шляпу-треуголку», парапетные столбики с решеткой.
Словом, усадьба Гурылева хранит много тайн, а также, возможно, и мистических? К примеру, в рисунках резьбы наличников дома №22 есть символ просвещения, творчества и разума – «косой крест». Может быть, каким-то чудодейственным образом в конце 1920-х годов он притянул к себе просветителя и первого ученого геоботаника в нашем крае члена Русского географического общества Носкова Александра Куприяновича? Здесь он, магистр географии и зав. кафедрой географии, прожил последние 30 лет жизни, в течение которых написал кандидатскую диссертацию «Материалы о познании растительности северо-востока Башкирского Предуралья» (МГУ, 1945 г.), ряд научных статей, сушил, описывал собранные им уникальные гербарии с ранее неизвестными науке высшими растениями и отправлял в ботанические сады Уфы, Москвы и Ленинграда. Почти два года эвакуации 1941-1942 гг. провели в гостеприимной квартире ученого москвички: свояченица Евгения Гавриловна Арциховская (по отцу Кармазина) – мать выдающегося ученого археолога Артемия Владимировича Арциховского и сестры археолога доктор биохимических наук Елена Владимировна и кандидат биологических наук Надежда Владимировна.

Светлана Семенова

Написать ответ