Об отставках и не только
Недавно по республике прошла череда довольно-таки громких отставок глав администраций и министра лесного хозяйства. Отставку получил глава администрации Уфимского района Михаил Давыдов, успевший до этого поработать еще и главой в Октябрьском районе Уфы, а также муниципальный тяжеловес Махмут Бекбулатов, возглавлявший с 2006 г. администрацию Орджоникидзевского района г. Уфы.
Конечно, определенное значение сыграли и «подвиги» отставников, хотя они, за исключением Набиуллина, как говорится, «не вопиющие». Бекбулатов вообще вел себя тихо и мирно, но и себя не забывал. Только один его нагаевский коттедж чего стоит. Давыдов больше двух лет не работал ни в управлении электротранспортом Уфы (МУЭТ), ни в Октябрьском районе, ни в Уфимском. Зачем ему, имея хорошие отношения с Ялаловым, было горизонтальное перемещение с Октябрьского района Уфы на Уфимский? Только потому, что в Уфимской районе кусок жирнее, там решать вопросы по земле под строительство коттеджей можно во всяких Чесноковках и Зубовках. Бывший министр Набиуллин также погорел на земле, начав, вопреки всяким нормам, строить многоэтажный дом… в лесу.
Так называемые «политологи» и «эксперты» связывают эти отставки с грядущими выборами главы республики, намекая на то, что в сентябре Хамитову в муниципалитетах нужны будут свои люди, которые обеспечат «правильный» подсчет голосов.
Однако нам представляется несколько иная картина. В республике кадровый голод. Башкирская академия госслужбы уже более двадцати лет не может предложить эффективные каналы выдвижения высококвалифицированных специалистов. Про Школу российской политики вообще и говорить-то смешно. Вот и пробуксовывает кадровое обновление.
К тому же мешает патернализм политической культуры элит. Со времен Муртазы Рахимова у нас повелось, что на высокие должности нужно ставить лояльных людей, умудренных сединой. Талантливая молодежь отсиживается в исполнителях или же уходит в коммерческие структуры.
На федеральном уровне ситуация другая. В Москве и министрами в 29 лет назначают (Николай Никифоров) и депутатами Госдумы в 23 года становятся (Роберт Шлегель). И это вполне понятно — в быстроменяющихся условиях молодежь гораздо шустрее схватывает тренды и конструирует социальные конфигурации, чем геронтократы, мыслящие по принципу «как бы чего не вышло».
Так что нелогично связывать отставки стареющих элит рахимовской закваски с выборами Президента. Тем более что выборы эти обещают стать спокойными и вполне прогнозируемыми. Заручившись поддержкой Кремля и имея хорошую «социологию» Хамитов, похоже, смотрит явно дальше 14 сентября. Эти отставки – часть масштабного и поэтапного плана по обновлению элит, который, впрочем, значительно запаздывает. И Бекбулатов и Давыдов вышли за пенсионный возраст, а Набиуллин приближается к нему. Эти люди попали в элиты еще при старом, рахимовском режиме. С разной степенью успешности они смогли проработать и при Хамитове, но только потому, что новое поколение качественных управленцев в республике формируется медленно.
Павел Феогност