Более в 70% регионах успешно построены новые школы

Декабрь 29, 2016

865896008Более 70% субъектов успешно освоили выделенные средства в рамках специальной правительственной программы по содействию созданию новых мест в общеобразовательных организациях. Часть школ будет сдана в ближайшие недели, в 17 регионах в новых учебных заведениях уже идут уроки. Для 6 субъектов РФ задача по софинансированию проекта оказалась неподъемной. Такие данные получены в ходе мониторинга, проведенного активистами ОНФ.

Осенью 2015 г. для решения проблемы дефицита мест в школах правительство РФ приняло специальную программу «Содействие созданию в субъектах новых мест в общеобразовательных организациях», по которой за 2016-2025 гг. планируется построить 293 школы за счет федерального бюджета и более 800 – за счет региональных бюджетов. Это должно помочь ликвидировать в школах вторую и третью смены и перевести детей из зданий с высокой степенью износа в новые и современные.

Чтобы оценить первые итоги работы программы, активисты ОНФ провели мониторинг, который показал, что 25 млрд руб., выделенные правительством РФ на этот год 56 субъектам, были успешно освоены в более чем 70% регионов. Причем в 17 регионах – Пермском, Забайкальском, Красноярском краях, Калужской, Кемеровской, Ленинградской, Челябинской, Брянской, Курганской, Воронежской, Рязанской, Архангельской, Смоленской областях, Республиках Башкортостан, Хакасия, Татарстан, Марий Эл – построенные на эти деньги школы уже работают.

Правда, как выяснили активисты Народного фронта, не все из них отвечают современным требованиям организации учебного процесса. Так, например, выявлены нарушения санитарных правил и норм в школе «Мастерград» города Перми, где обучается 968 школьников. Шум со стороны расположенных неподалеку аэропорта и железной дороги превышает допустимые нормы. Кроме того, школа не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности. По мнению руководителя рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутата Госдумы Любови Духаниной, эта ситуация требует немедленного вмешательства местных органов власти, прокуратуры и Роспотребнадзора, а также контроля со стороны общественности.

В некоторых регионах новые школы будут сданы в эксплуатацию в ближайшее время — до 31 декабря 2016 года. Среди таких объектов – образовательные учреждения в городах Киров, Липецк, Грозный, Магас. В ряде регионов строительство объектов задерживается, и сданы они будут только в 2017 г. Это Вологодская, Новгородская, Псковская, Тамбовская, Калининградская, Новосибирская, Иркутская области, Камчатский, Краснодарский края, республики Дагестан, Калмыкия и Чувашия.

А вот для шести регионов — Приморского края, республик Адыгея, Карелия, Коми и Алтай, Ивановской области — задача по созданию новых мест в общеобразовательных организациях оказалась неподъемной. Эксперты ОНФ считают, что эти регионы не смогли выполнить свои обязательства по госпрограмме из-за высокого уровня регионального софинансирования (30/70), небольших сроков исполнения (один год) и недобросовестных подрядчиков. Кроме того, программа не предусматривает возможности расходовать выделенные средств на реконструкцию существующих зданий.

«Каждый регион, желающий принять участие в программе строительства новых школ, должен рассчитать свои силы, оценить финансовые возможности и заранее подготовиться, поработать по данному вопросу с Минобрнауки, чтобы не отставать по заявленным проектам строительства. Если регион хочет принять участие в госпрограмме по строительству школы, но у него даже не определен для этого земельный участок, то заявляться на участие не имеет смысла, так как выполнить все обязательства за бюджетный цикл невозможно. Кроме того, регионы, претендующие на получение бюджетных средств для создания новых мест в школах, должны демонстрировать полную безупречность в вопросах освоения средств на проектирование и строительство школ», – считает Любовь Духанина.

Она также отметила, что для многих регионов участие в 30-процентном софинансировании строительства является непосильной ношей. Поэтому необходимо пересмотреть механизм реализации программы и смягчить условия для участия в ней.

«Несмотря на тяжелые условия участия в программе, регионы должны быть готовыми в любой момент вступить в проект. При этом в разработку проектов строящихся школ должны вовлекаться представители местной власти, специалисты, учителя, родители и даже школьники. Необходимо учитывать их запросы на всех этапах строительства вплоть до его благоустройства», – убеждена Любовь Духанина.

Написать ответ