Мнимая дотационность, или что происходит с региональными бюджетами

Январь 6, 2017

9876069Выступление Минниханова по поводу собирания центром дополнительных средств с дотационных регионов наделало много шума. Характерно, что его коллеги (например, руководитель ХМАО Кобылкин) не поддержали демарша руководителя Татарстана.

Тем не менее, проблема обозначенная Миннихановым – действительно серьезная. По итогам 2016 г. регионов-доноров (по всем параметрам) не так уж много. Это Санкт-Петрбург, Москва, Татарстан, Тюмень, тот же Ханты-мансийский автономный округ и еще несколько.

Однако есть целый ряд регионов, которые фактически являются донорами, но этого не происходит вследствие централизации ресурсов. В нашей республике множество предприятий, которые работают (и несут экологическую нагрузку) именно на Башкирию, а налоги платят в федеральный центр (наиболее яркий пример – башкирская нефтянка).

Банальная истина: даже начав уплачивать  налоги в Москву, этот нефтеперерабатывающий комплекс остается частью республиканской экономики.  Это понимают и в Москве, и в Уфе. Компромисс – зависит от лоббистских возможностей и способности договариваться Хамитова с руководством страны. То, что Башкирия впервые за долгое время по итогам 2016 г. вошла в число десяти регионов, получивших наибольшее количество субсидий и субвенций – свидетельствует не об отставании республики, а о высоких лоббистских возможностях Хамитова.

Вопрос с нефтянкой серьезный и в центре понимают, что отобрав у республики такой кусок – необходимо его чем-то компенсировать. Понимает это и руководитель «Роснефти» Сечин, который в последнюю очередь заинтересован в нестабильности в республике. Влияние Сечина, безусловно, но он позиционирует себя не как политик, а как менеджер. Следовательно, лезть в политику (тем более региональную) Сечин не захочет. Со своей стороны Хамитов также попытается сделать все возможное, для того чтобы «Башнефть» работала в республике эффективно. И тогда, социальные программы «Башнефти» (а теперь «Роснефти»), да и субсидии из федерального центра республика будет сохранять.

Ну а если общее число налогов, собираемых в республике меньше чем трат – так это не хорошо и не плохо. Политика федерального центра осуществляется в ручном режиме. Более того, она постоянно меняется. И, понятно, что гарантированных денег нет ни у доноров (как абсолютных, так и частичных), ни у реципиентов. Поэтому нужно держать нос по ветру и не повторять ошибок грабительской приватизации начала 2000-х годов, когда желание одного человека оказалось выше интересов четырехмиллионной республики.

Кирилл Зотов

Написать ответ