Башкирия: где будет установлен памятник мордовскому просветителю?

Июнь 5, 2014

DSC_0306

 День защиты детей в этом году был для многих из нас омрачен кровавыми событиями на Украине. К чести жителей Башкирии, они не только развлекали собственных чад, но и собирали гуманитарную помощь для жителей Новороссии, в том числе и детское питание для малышей. Да, обычное детское питание — его там не хватает.

Первыми, уже 25 мая, начали собирать гуманитарную помощь в Кумертау, затем в Уфе, в помещении Собора русских Башкирии, вечером со вторника по четверг — медикаменты, перевязочный материал и детское питание, 3 июня подключились воспитатели и родители воспитанников детских садов Октябрьского района Уфы. Не оскудеет рука дающего.

DSC_0221 1 июня – детский праздник в храме

 Но праздник есть праздник, особенно детский. И один из самых необычных Дней защиты детей прошел в Ильтеряково (Старо-Андреевке) Кармаскалинского района. Ни школа, ни районные власти не разбежались что-то делать для сельских детишек, однако женщины из прихода Михаило — Архангельского храма устроили в церковном дворе для ильтеряковских детишек настоящий праздник — со спортивными соревнованиями и старухой Шапокляк.

Во дворе храма посажены цветы, тут же колодец (местные хозяйки уверяют, что вода в нем особенно вкусная), у ограды — ухоженный тенистый уголок, там установлен надгробный памятный знак мордовскому просветителю, священнику А.Ф.Юртову. В трапезной храма висят детские рисунки — мальчики изображают машинки, девочки — ангелочков. В самом храме идёт венчание – жизнь бурлит, село живет.

Да и сама Андреевка-Ильтеряково не кажется депрессивным селом. Широкие улицы с колодезями-журавлями полны живности — лошади, телята, само собой куры с гордыми красными петухами и даже экзотика — белоснежные огромные индюки.

Детей, здесь, похоже, любят. Прямо на улице в траве лежат новые велосипеды всех размеров, большие яркие игрушки, кое-где для детей на улице устроены песочницы. Вот только улицы здесь большею частью не заасфальтированы, да фонарей что-то не везде видать.

 Чай у тёти Маши

 Пьем чай в гостеприимном доме тёти Маши. Ветеран труда Мария Савельева рассказывает нам о священнике и просветителе Авксентие Филипповиче Юртове.

Авксентий Филиппович Юртов уроженец Уфимской губернии, первый мордвин-семинарист Казанской учительской семинарии. Это он сделал первый перевод «История Ветхого Завета» на эрзя-модовский язык. В 1884 г. в Казани Переводческой комиссией Православного миссионерского общества при Братстве святителя Гурия выходит в свет созданный Юртовым «Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки». Он стал первым эрзянским школьным учебником. В 1891 г. 20 июля епископом Дионисием Юртов рукоположен в сан священника и направлен настоятелем храма в село Андреевка Уфимского уезда. Отец Авксентий всегда оставался верен идеям просветительства. Вел работу по просвещению населения своего прихода, собирал образцы народной словесности мордвы, башкир, чувашей и составлял словари. Сам же четверть века учительствовал в открытой по его проекту трехклассной церковно-приходской школе. В семье Юртовых родилось шестеро сыновей, четыре дочери. В настоящее время третье и четвертое поколения живут в различных уголках России и ближнего зарубежья. Но и здесь, в Андреевке-Ильтеряково, Юртовы тоже живут, это потомки Виктора Авксентиевича Юртова.

С Виктором Авксентиевичем Юртовым наша тетя Маша была хорошо знакома. Она помнит и храм, снесенный примерно в 1938 году, и семью Юртовых, к которой в Андреевке относились с почтением. Рассказывает всё это тетя Маша с легким, милым чувашским акцентом — родилась она в соседней с мордовской Андреевкой чувашской деревне Ильтеряково.

Рассказывает, как ее родственник был вынужден участвовать в разрушении храма, как потом всю жизнь в этом раскаивался и вымаливал у Бога прощения. Рассказывает, как тяжело жилось ей, дочери и сестре раскулаченных.

Родственница тети Маши, Нина, приносит «парадную кофту» Марии, на ней 9 медалей. Тетя Маша машет руками, мол, не надо никаких просьб, но Нина упорствует — на улице Ленина, где стоит их дом, проживает множество ветеранов, которые просят заасфальтировать улицу и привести уличное освещение.

В Андреевку-Ильтеряково поклониться создателю первого мордовского букваря часто приезжают гости из Мордовии, Татарии, Ульяновской области – ото всюду, где живет мордва. Приезжают издалека и другие представители финно-угорского мира. Не стыдно ли иметь такие улицы?

Очень тепло прощаемся с тетей Машей. Село живет своей привычной жизнью. Общаемся с жителями, вспоминаем, собираем историю. Возвращаемся к церкви. У предполагаемого места захоронения хлопочет внук А.Ф. Юртова, Анатолий Викторович. Предлагает мне пройти к нему, посмотреть на семейные реликвии и выслушать его мнение по вопросу установки бюста его прославленному деду.

 DSC_0250Кто услышит родственников?

 О семейных реликвиях как-нибудь в другой раз, эта тема заслуживает отдельного разговора. А о месте установки бюста поговорить самое время.

«Авксентий Филиппович Юртов детей очень любил, — начинает Анатолий Викторович. — То, что мы говорим о нем 1 июня — очень символично».

Просветитель создал свой букварь для детей. Ему не было нужды обращать в православие свой народ — эрзяне к концу 19 века в большинстве своем уже были православными. Но тексты молитв для сельских детишек были непонятны, и именно для них, для эрзянских детей трудился просветитель.

«Решение об установке бюста уже есть, и нам, родственникам, очень хотелось бы, чтобы наш прародитель, наш предок был изображен на нем в светской одежде, в сюртуке, с галстуком — в учительском костюме — делится внук. — Букварь он создавал до принятия сана. И памятник-бюст ему, как учителю, как автору школьного учебника должен стоять рядом со школой, которая должна носить его имя!»

Как, удивляюсь я, разве эта школа не носит его имя? Ведь сегодняшняя ильтеряковская школа — прямое продолжение школы, созданной Юртовым в Андреевке! Первая андреевская школа советского периода не с неба упала, а была создана на базе юртовской школы, далее следовала череда преобразований, но корни-то, основа-то — в ЦПШ, созданной Юртовым. Безбожной советской властью вытравливалось все, так или иначе связанное с церковью, вероятно, поэтому в 30-х годах школа была переименована в ильтеряковскую, но ведь сейчас-то времена другие. И если в Ульяновской области есть школа имени Юртова, то почему её до сих пор нет в Башкирии, на родине эрзянского просветителя?

Мне объясняют, что очень недолгое время на школе была табличка с именем Юртова, но сейчас её нет, а почему — внятного ответа от администрации Кармаскалинского района тоже нет. Нет ответа и на вопрос, почему руководство района решило, что бюст учителю и автору учебника не должен стоять рядом со школой. Руководство района и школа, утверждает Антатолий Викторович, не придумали ничего лучше, как установить бюст рядом с клубом.

Как видим, мнение родственников совершенно не учитывается. Можем вспомнить, как устанавливался в Уфе памятник композитору Загиру Исмагилову.

«Родственники высказали пожелание, чтобы памятник стоял выше. Так его будет лучше видно, — рассказали в группе технического надзора Управления коммунального хозяйства и благоустройства администрации Уфы. — Поэтому решено поднять памятник еще на метр за счет увеличения постамента». http://ufa.aif.ru/issues/652/2_4

Администрация Уфы была готова выслушать мнение родственников и пойти навстречу их пожеланиям, а как поступит администрация Кармаскалинского района?

Светлана Нургалеева

Комментарии закрыты.