Недоработки системы ГИС ЖКХ могут стать причиной роста тарифов за жилищно-коммунальные услуги для граждан

Июнь 6, 2017

759858В конце 2016 г. сроки введения обязанности по размещению информации в ГИС ЖКХ были перенесены на 1 июля 2017 г. Однако отсрочка не привела повышению эффективности системы — к такому выводу пришли участники экспертного совещания, посвященного проблемам ввода в эксплуатацию государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ). Основной риск в связи с введением в эксплуатацию ГИС ЖКХ заключается в повышении тарифов за ЖКУ для граждан. Еще одной острой проблемой остается техническое несовершенство системы и наличие большого количества ошибок. В ОНФ намерены добиваться от Минкомсвязи ответов на основные вопросы, которые возникнут при использовании ГИС ЖКХ, и главный из них касается возможного роста тарифов для жителей.

В конце 2016 г. Госдума приняла законопроект, который перенес сроки введения по размещению информации в ГИС ЖКХ на полгода – до 1 июля 2017 г., а введение административной ответственности за неразмещение такой информации – до 1 января 2018 г. Исключение составляют города федерального значения, для которых такая обязанность наступит с 1 января 2018 г., а ответственность – с 1 июля 2019 г. В преддверии даты, с которой размещение информации в системе станет обязательным, на экспертном совещании в Народном фронте обсудили проблемы нормативного регулирования работы ГИС ЖКХ, технические барьеры ее ввода в полноценную эксплуатацию, а также механизмы повышения продуктивности системы.

О том, что ГИС ЖКХ должна стать эффективным инструментом контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг, напомнила член Центрального штаба ОНФ, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина. «В настоящее время у нас есть целый ряд вопросов и опасений, самый главный из которых вероятный рост тарифов и, соответственно, задолженности за ЖКУ для граждан, — пояснила она. — Так, внесение в систему информации о начислениях требует от управляющих компаний больших материальных издержек. Работа с ГИС ЖКХ требует не только наличие специально обученного персонала, но и материальных затрат: жилищным организациям нужно будет оплатить электронную подпись (от 4 до 10 тыс. руб. в год) и программное обеспечение конкретного производителя.  В этой связи больше половины управляющих организаций и ТСЖ вынуждены пользоваться услугами компаний-посредников для регистрации и использования ГИС ЖКХ».

Как опасаются эксперты, данная финансовая нагрузка в конечном счете ляжет на плечи граждан. Однако присутствовавшие на мероприятии представители Минкомсвязи никак не прокомментировали подобные опасения.

Эта проблема также усугубляется тем, что многие ресурсные компании понесут существенные затраты в связи с необходимостью интеграции с ГИС ЖКХ собственных информационных систем. Так, большинство поставщиков отчетности Государственной информационной системы уже создали собственные информационные системы, в рамках которых ведут свою деятельность. Для интеграции с ГИС ЖКХ им придется провести работы по модернизации и интеграции внутренних систем с нормативно-справочной базой и сервисами системы ЖКХ.

«Например, АО «Мосводоканал» объявило открытый конкурс по созданию платформы для автоматизации предоставления сведений в ГИС ЖКХ и Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС), начальная (максимальная) цена контракта — 15 млн. 320 тыс. руб. Думаю, не нужно объяснять, на кого ляжет финансовое бремя по оплате такой интеграции, — привела пример Светлана Калинина. — При этом в системе не отображается информация из других государственных информационных систем, с которыми проведена интеграция, например, с системой Фонда содействия реформированию ЖКХ (сайт reformagkh.ru)».

Главный редактор экспертного журнала по тарифному регулированию «РСТ.РУ» Сергей Ничипорюк отметил, что существует более успешный опыт интеграции региональных информационных систем с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС) и Федеральной государственной информационной системой «Единая Информационно-Аналитическая Система» (ФГИС ЕИАС), которые можно использовать для применения наработок в ГИС ЖКХ.

Особую актуальность также приобретает вопрос возможного роста банкротств управляющих и ресурсоснабжающих компаний, а также некоммерческих объединений граждан (ТСЖ, ЖСК, ЖК) в связи с введением с 1 января 2018 г. административной ответственности за неразмещение информации в ГИС ЖКХ. Так, собственник вправе не оплачивать коммунальные услуги до тех пор, пока информация об этих начислениях не появится в ГИС ЖКХ, а невнесение предписанной законом информации может повлечь за собой существенные штрафы (штраф за неразмещение или размещение недостоверной информации в системе составляет для управляющих компаний 30 тыс. руб., для ресурсоснабжающих организаций — 200 тыс. руб.). Как отметили на мероприятии, многие участники рынка просто не успевают разместить в ГИС всю необходимую информацию. При этом наибольшие трудности испытывают при размещении информации как раз ТСЖ.

Кроме того, участники ГИС ЖКХ отметили, что подотчетные организации и жители не понимают, зачем им нужна ГИС ЖКХ, в которую, к тому же, требуется заносить много лишней информации. Сергей Ничипорюк предложил рассмотреть возможность усиления информационно-просветительской работы о пользе ГИС ЖКХ через СМИ. В настоящее время в информационном поле активно обсуждается только один мотив, положительно воспринимаемый пользователями — возможность не оплачивать коммунальные и жилищные услуги, если платежный документ не размещен в системе. Этот же мотив поставщики услуг связывают с рисками снижения сборов за коммунальные услуги. Акцент на систему штрафов при несоблюдении требований к подключению в большей степени стимулирует к поиску способов защиты от административной ответственности, чем желание работать с ГИС ЖКХ.

Участники мероприятия также рассказали о большом количестве технических и системных ошибок, которые возникают при работе с ГИС ЖКХ – и многие из них не исправляются на протяжении нескольких недель. «Несмотря на то, что система введена в промышленную эксплуатацию 1 июля 2016 г., в ней до сих пор большое количество недоработок. Вот, например, самое последнее обращение: при попытке разместить информацию об объекте жилого фонда, система указала на наличие технического сбоя и данный функционал был недоступен 8 дней. Как сказали в технической поддержке, эта ошибка будет устранена в следующей версии системы, в начале августа – то есть уже после срока введения обязанности по размещению информации», — сообщила советник председателя правления ОАО «Интер РАО» Марина Файрушина.

Светлана Калинина в ответ подтвердила, что жалобы на технические сбои поступают от граждан из многих регионов России. А председатель «Союза управляющих организаций Саратовской области» Михаил Жуковский подтвердил, что периодически возникают сложности со входом в личный кабинет, а также при переходе дома от одной управляющей компании к другой. «Кроме этого, система постоянно обновляется, из-за чего пользователи сталкиваются с дополнительными проблемами. Есть претензии и к работе службы технической поддержки: часто в ответ на обращение просто зачитываются отрывки из инструкции пользователя», — подчеркнул он.

Кроме этого, существует проблема с дублированием информации различными поставщиками. Так, приказ Минкомсвязи и Минстроя предусматривает размещение одной и той же информации двумя, а иногда и четырьмя разными поставщиками информации. Например, информация в систему может предоставляться не только управляющими и ресурсоснабжающими организациями, но также Росреестром и органами местного самоуправления. При этом, непонятно, какую именно информацию считать первичной и какие данные использовать при расчетах платы за услуги ЖКХ. В Минкомсвязи в ответ на это заметили, что над ГИС ЖКХ проделана огромная работа и критиковать всегда удобнее, чем предлагать. Кроме этого, по словам представителей ведомства, все участники рынка заблаговременно знали и о законе, и о вводе системы.

«Мы пока не получили от тех, кто ответственен за работу ГИС ЖКХ, ответов на самые важные вопросы по функционированию системы. Наши вопросы не только технического характера, что, конечно, важно, учитывая колоссальные объемы информации, которые будут размещаться в ГИС. Прежде всего, мы намерены добиваться защиты интересов наших граждан – конечных потребителей услуг ЖКХ. Поэтому все-таки надеемся получить от Минкомсвязи объяснения относительно потенциального роста тарифов и финансовой нагрузки на жителей и направим в адрес ведомства соответствующий запрос», — резюмировала Светлана Калинина.

Экспертное совещание проводилось в рамках контроля за исполнением поручения Президента, данного по итогам состоявшегося 26 января в Ставрополе Межрегионального форума ОНФ. Тогда правительству РФ совместно с ОНФ было поручено провести мониторинг работы ГИС ЖКХ и при необходимости подготовить предложения по ее совершенствованию. В декабре 2016 г. эксперты ОНФ уже указывали на данные проблемы, однако за этот срок необходимая по их устранению работа так и не была проведена.

Написать ответ