В Десятилетие детства необходимы механизмы, повышающие прозрачность финансирования и расходов в образовании

Июнь 14, 2017
Фото: Александр Щербак/ТАСС

Фото: Александр Щербак/ТАСС

В Десятилетие детства, объявленное президентом РФ, лидером Общероссийского народного фронта Владимиром Путиным, должны быть внедрены механизмы, которые повысят прозрачность финансирования и расходов в образовании и приведут к повышению эффективности и росту возможностей для наших детей. Такое мнение высказала руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. Она отметила, что, к сожалению, родители по-прежнему вынуждены платить за бесплатное школьное образование.

По данным мониторинга, проведенного Фондом «Национальные ресурсы образования» в мае этого года, школьные сборы на различные нужды в среднем обходятся семейному бюджету в 5,3 тыс. руб. Чаще всего деньги собирают на ремонт школы, содержание класса, расходные материалы, экскурсии и подготовку к праздникам. В эту сумму не входит ни плата за кружки, ни расходы на учебники, которые традиционно считаются одними из самых затратных статей семейного образовательного бюджета. В преддверии нового учебного года региональные власти должны гарантированно обеспечить школы всем необходимым для образовательного процесса, считают эксперты ОНФ.

В мониторинге доступности и качества школьного образования приняли участие более 2 тыс. респондентов из 82 регионов. Абсолютное большинство опрошенных, 82%, подтвердили, что в школах, где учатся их дети, собирают деньги на различные нужды. На отсутствие такой практики указали чуть более 12%, еще 5% затруднились ответить.

По словам родителей, в среднем за учебный год они отдают 5,3 тыс. руб. на различные нужды школы и класса, в отдельных случаях – до 50 тыс. руб. Так, мама школьника из Самары сообщает: «Сдаем деньги каждый месяц плюс ежегодные поборы. Всего получается в районе 40–50 тыс. руб.»; из Рязани: «Платим примерно 15 тыс. руб. в год, не включая сбор средств на расходный материал».

Более 63% опрошенных указали, что деньги собираются на содержание класса (покупка штор, мебели и т.п.), далее идут траты на школьное питание – 60%. О сборах на ремонт школы заявили более 57% опрошенных, на участие в конкурсах, экскурсиях и т.п. – более 58%, на покупку расходных материалов (бумага, картриджи для принтеров и т.п.) – 51%, на охрану – более 40%, на школьную форму – 21%, на технику (кондиционеры, телевизоры и т.п.) – 19%, на другие нужды – 7%.

36% опрошенных родителей относятся к практике сбора денег в школе скорее отрицательно, но сдают, чтобы не выглядеть «белой вороной» и не создавать конфликтную ситуацию. 27% респондентов отметили, что относятся к сборам денег нейтрально и не отказываются по тем же причинам. 25% отметили, что ребенок должен учиться в комфортных условиях, и для этих целей денег не жалко. 6% родителей относятся к сбору средств резко отрицательно. Вот лишь некоторые ответы: «Не сдаю принципиально, считаю, что образование должно быть бесплатным» (г. Пятигорск, Ставропольский край); «Как правило не сдаю, только в начале года на расходные материалы 200–500 руб.» (г. Оленегорск, Мурманская область).

При этом о порядке и условиях внесения добровольных пожертвований или целевых взносов на нужды образовательной организации известно только 36% опрошенных – они сообщили, что с соответствующим регламентом их ознакомили в школе. Еще 9% узнали о порядке внесения пожертвований на школьном сайте. Не обладают такой информацией более 45% родителей, только 9% не интересуются тем, как должны оформляться родительские взносы.

«Если школа оказывает услуги, то родители должны знать, на что сдают деньги и как можно ознакомиться с отчетом об израсходованных средствах, – отмечает руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина. – Недопустима ситуация, когда, например, деньги собираются на кружок, финансирование которого уже осуществляется государством. Но самое главное – необходимо повышать бюджетную культуру регионов. Школу нельзя оставлять один на один с проблемой нехватки парт, штор, расходных материалов, необходимых для образовательного процесса, не говоря уже о нехватке средств на ремонт».

В этой ситуации большое значение имеет приоритетный проект по созданию современной образовательной среды для школьников: в его рамках не только строятся новые здания, но и разрабатываются функциональные требования, которым должно будет соответствовать все школьное строительство. ОНФ ведет мониторинг реализации программы строительства школ. В декабре 2016 г., как отмечает Любовь Духанина, активистами Народного фронта были выявлены случаи сдачи в эксплуатацию зданий с серьезными нарушениями – некачественно сделанными стеклопакетами, отсутствием доступной среды, несоблюдением СанПиН и др. Поэтому в этом году планируется провести вторую серию мониторинга, чтобы оценить ход реализации программы.

Серьезной проблемой для родителей также остается обеспеченность учебниками – в среднем на покупку учебной литературы ими тратится около 2,5 тыс. руб. Вот что говорят родители: «Сдаем деньги раза два за учебный год и по мере необходимости, суммы разные. В конце года, например, 3 тыс. руб. на покупку рабочих тетрадей и некоторых учебников» (г. Балаково, Саратовская область). Только 6% родителей указали, что их ребенок получает все учебники, рабочие тетради и дидактические материалы бесплатно. Более 10% родителей приходится покупать большую часть или все учебники, 61% родителей – рабочие тетради и/или дидактические материалы. Ранее в ходе мониторинга «Зарплата и нагрузка учителя», проведенного региональными отделениями ОНФ совместно с Фондом в январе 2017 г., 8,83% респондентов указали, что просят детей покупать учебники по основным предметам, 70% респондентов – что родителям приходится покупать рабочие тетради.

«Мы отмечаем определенную положительную динамику по сравнению с прошлым годом, когда средние расходы родителей на покупку учебников превышали 3,5 тыс. руб. А это значит, что поручение президента России по итогам межрегионального форума ОНФ в Ставрополе стимулировало правительство РФ и региональные власти повышать обеспеченность школьников учебниками», – отметила Духанина.

Кроме содержания школы и класса, покупки учебной литературы, сохраняются и другие затратные статьи семейного бюджета на образование и развитие ребенка. Так, мониторинг доступности дополнительного образования, в котором в апреле-мае этого года приняли участие более 22,5 тыс. родителей из всех 85 регионов страны, показал, что объем платных услуг в дополнительном образовании составил 42% (по данным Росстата, 37%). При этом средняя плата за допобразование одного ребенка составляет 2,6 тыс. руб., за двоих – около 3 тыс. руб. Многодетные семьи платят более 6 тыс. руб.

«Все эти расходы для многих родителей оказываются неподъемными. В дополнительном образовании мы видим решение в именном сертификате, благодаря которому ребенок сможет на усмотрение семьи бесплатно посещать кружок или секцию в любом образовательном учреждении, государственном или частном», – заключила Духанина.

Инфографику с результатами мониторинга можно посмотреть здесь.

Написать ответ