Повышение стоимости полисов ОСАГО расширит предпосылки к недобросовестному поведению на рынке страховых услуг

Июль 1, 2017

osago1Российский союз автостраховщиков (РСА) обратился в Центробанк с просьбой поднять территориальные коэффициенты ОСАГО для десяти убыточных регионов в два – шесть раз. По мнению РСА, это позволит компенсировать потерю страховщиками около 20 млрд руб. под предлогом мошенничества на рынке и предотвратит уход с рынка автострахования значительного количества компаний. Наибольшее увеличение предлагается для Волгоградской области (с 1,3 до 6,5 раза) и Краснодарского края ( с 1,8 до 3–3,4 раза).

«Инициатива РСА повысить стоимость полисов ОСАГО для убыточных регионов лишь расширит предпосылки к недобросовестному поведению на рынке страховых услуг. Такой подход вряд ли поможет победить мошенников, а вот пробить дыру в семейных бюджетах многих кубанцев покупка полиса ОСАГО вполне сможет, ведь значительная часть населения Краснодарского края ездит на недорогих автомобилях. Повышение коэффициента приведет к нежеланию автовладельцев приобретать полисы ОСАГО», – уверена Костенко.

По ее мнению, повышение коэффициентов на полисы ОСАГО в Краснодарском крае и ряде других регионов страны нельзя рассматривать как эффективную меру борьбы с мошенничеством на рынке страхования. Поскольку, во-первых, повышение коэффициентов свидетельствует о создании неравных условий страхования для автовладельцев – потребителей финансовых услуг. Использование указанной меры в первую очередь учитывает коммерческие интересы страховых компаний, а не интересы потребителей – их финансовые возможности, а также стоимость страхуемого транспортного средства. Во-вторых, не стоит забывать о том, что понятие «мошенничество» при подсчете убытков страхового рынка не всегда правильно трактуется страховщиками.

Координатор законодательных инициатив ОНФ в Госдуме призывает Центробанк не идти на поводу у страховщиков, перекладывающих свою неэффективность на плечи автовладельцев.

«Проведенный нами анализ судебной практики по Краснодарскому краю в спорах об оспаривании стоимости страхового возмещения показал, что в большинстве случаев автовладельцы обращаются в суд, так как не согласны со стоимостью рассчитанного страховой компанией страхового возмещения. То есть, проще говоря, страховая компания оценила размер страхового возмещения в минимальном размере, после чего автовладелец обратился к независимому оценщику, который подготовил отчет, указав реальную стоимость возмещения. После автовладелец, руководствуясь положениями закона «О защите прав потребителей», обратился в страховую компанию с претензией о выплате отраженной в отчете стоимости возмещения. Не получив ответа (либо получив отказ в удовлетворении претензии) от страховой компании, автовладелец обратился в суд и помимо размера страхового возмещения, указанного в отчете об оценке согласно ст. 13 закона «О защите прав потребителей», взыскал со страховой компании в свою пользу 50% штрафа от суммы иска за неудовлетворение ранее направленной претензии в адрес страховой компании, т.е. взыскал установленный законом штраф за то, что страховая компания не решила спор в досудебном порядке», – пояснила депутат Госдумы.

Костенко считает, что именно поэтому многочисленные иски потребителей, которые предъявляют обоснованные расчеты размера страхового возмещения, а также взыскивают установленные законом «О защите прав потребителей» штрафы, как правило, и образуют значительные убытки страховых компаний. В подобных случаях неважно, сам автовладелец обратился в суд либо его интересы представляет автоюристы. Важно то, что их требования на обоснованность оценивает суд, который, как правило, занимает позицию автовладельцев.

«Снизить объем споров, в том числе по вопросу оспаривания размера страхового возмещения между автовладельцами и страховыми компаниями, призван институт финансового уполномоченного, который будет функционировать в будущем на основании закона «О финансовом уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Однако уже сейчас в целях сокращения размера убытков страховщики должны не ужесточать и делать практически недоступными условия страхования, а стремиться эффективно решать споры в досудебном порядке, дабы не платить штрафы, судебные расходы и т.д.», – рассказала член Центрального штаба.

Также использование уже сейчас в городах Краснодарского края различных коэффициентов (в Краснодаре территориальный коэффициент составляет 1,8, в то время как в Сочи, Туапсе и Армавире он составляет 1,2, в Белореченске, Ейске, Лабинске и других городах – 1,1 и т.д.; таблица территориальных коэффициентов: http://www.4sure.ru/inform/aboutinsure/23-kojefficient-territorii) делает для потребителей рынок страхования менее доступным.

Написать ответ