Увеличение штрафов за отсутствие ОСАГО не обоснованно

Январь 17, 2018

89060608Увеличение штрафов за отсутствие полиса ОСАГО не обоснованно, поскольку этот рынок сегодня по-прежнему остается несбалансированным. Проблем в этой сфере и так хватает. Необходимо повышать не штрафы, а провести системный анализ по решению проблем ОСАГО. Такое мнение корреспонденту сайта ONF.ru высказал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

Как пишет «Российская газета», штраф за отсутствие полиса ОСАГО может быть увеличен с 800 руб. до 5 тыс. руб. Соответствующий проект разработали депутаты Госдумы. По мнению авторов, действующая сумма штрафа слишком мала и не останавливает некоторых автомобилистов от того, чтобы ездить без полиса ОСАГО. Они предпочитают заплатить штраф в ГИБДД, если их остановят на дороге для проверки. При этом средняя сумма ОСАГО в настоящее составляет около 5,8 тыс. руб.

По данным Российского союза автостраховщиков, более миллиона автомобилей в России ездят без полиса. Всего же в стране зарегистрировано около 50 млн авто.

По словам Виктора Климова, еще с 2015 г. страховой рынок поднимает тему повышения штрафов за эксплуатацию транспортного средства без полиса ОСАГО. «Эта тема стала актуальной для страховщиков не вдруг и не сама по себе. В результате целого ряда причин (увеличение лимита покрытия, резкого роста стоимости импортных автозапчастей, распространения недобросовестных практик автоюристов и пр.) продажа ОСАГО стала для страховых компаний низкорентабельной, а в целом ряде регионов – откровенно убыточной. Страховщики стали под разными предлогами искусственно сокращать продажи в убыточных регионах. Купить полис ОСАГО в отдельных территориях стало реальной проблемой. Регулятор дважды за 2015 г. повышал тарифы на ОСАГО. Проблему дефицита это не ликвидировало, но привело к тому, что на рынке появились поддельные полисы по низкой цене, а кроме того, некоторые автовладельцы (часто вынужденно) стали пренебрегать обязательством застраховать автогражданскую ответственность. Вот тогда впервые и заговорили о том, что нужно повысить штрафы. Хотя очевидно было, что корень проблемы не в недисциплинированности автовладельцев», – подчеркнул Климов.

Сегодня тема поднимается вновь уже в форме законодательной инициативы. «Понятно, что рынок борется даже за те 1–2% продаж, которые он теряет из-за нарушителей. Понятно также, что и для другого (других) участников ДТП отсутствие ОСАГО создает проблемы: взыскать ущерб можно только через суд, что долго и хлопотно», – подчеркнул эксперт.

По его словам, повышение штрафной санкции как дисциплинирующая мера была бы логична, если бы наблюдалось массовое игнорирование владельцами автотранспортных средств своих обязанностей. «Оценка примерно в 1 млн незастрахованных автомобилей, очевидно, включает в себя не только нерадивых автовладельцев, но и те машины, которые просто не эксплуатируются, а по разным причинам простаивают в гаражах и возле подъездов. И вообще в оценке масштабов явления полагаю, что было бы полезно проанализировать статистику ГИБДД», – сказал Климов.

Он добавил, что размер штрафа в 800 руб. не очень корректно сравнивать со средней стоимостью полиса, поскольку оштрафовать за эксплуатацию автомобиля без ОСАГО за год можно многократно.

Климов подчеркнул, что пока нет точной оценки, насколько вступившие в прошлом году меры – электронный полис, приоритет натурального возмещения – сбалансировали рынок. «Мониторинг, который мы проводили летом 2017 г., показал, что этими мерами удалось снизить социальную напряженность даже в так называемых проблемных регионах. Однако данные Банка России по-прежнему демонстрировали убыточность ОСАГО для страховщиков. Ключевой для рынка показатель – соотношение выплат к собранным страховым премиям – в топ-20 «проблемных» регионов превышал 140%», – отметил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

Он привел данные экспертов, по оценкам которых натуральным ремонтом возмещается лишь незначительная часть в общем объеме выплат. «Какие финансовые итоги в 2018 г. продемонстрирует страховой рынок, не образуются ли вновь в том или ином виде проблемы с доступностью полисов ОСАГО – весна покажет. Проблема рынка ОСАГО не будет решена повышением штрафов до 5 тыс. руб. Рынок требует более комплексной настройки, а введение драконовских штрафов лишь добавит негативного отношения общества к механизму ОСАГО в целом», – подчеркнул Климов.

Написать ответ