В ОНФ считают, что кабмину нужно принять четкие критерии целевого и нецелевого использования земель сельхозназначения

Апрель 12, 2018

fieldГлава Минсельхоза России Александр Ткачев на заседании итоговой коллегии ведомства предложил повысить налоговую ставку на неиспользуемые или используемые не по назначению земельные участки до 10% от их кадастровой стоимости. Действующая ставка не превышает 0,3%. Рост налога должен стимулировать недобросовестных собственников продавать такие земли или вводить их в оборот. Эксперты ОНФ давно ставят вопрос о необходимости повышения в разы ставок налога на такие земли. Но обращают внимание, что эту меру надзорные органы могут использовать для давления на сельхозпроизводителей, если не изменить критерии, по которым определяется рациональное и нерациональное использование земельных ресурсов.

При определении границ земельных участков порой нельзя отделить зоны, где сельскохозяйственная деятельность невозможна или затруднена. Например, на многих земельных участках встречаются овраги, балки, леса и другие подобные участки, которые физически не могут использоваться.

В постановлении правительства РФ от 23 апреля 2012 г. критерии неиспользования сельскохозяйственных земель прописаны, но в весьма общей форме. И надзорные органы зачастую применяют их по своему усмотрению.

«В результате, сезонная полевая дорога на земельном участке сельхозназначения, по которой передвигается сельхозтехника, может стать признаком неиспользования целого участка. Или, наоборот, оказывается, что земельный участок, который выделен под пастбища площадью десятки гектар и на котором пасется одно животное, отвечает признакам целевого и рационального использования», – пояснил председатель совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Вячеслав Телегин.

Он напомнил, что в 2016 г. накануне принятия федерального закона об изъятии неиспользуемых земельных участков тогдашний замминистра сельского хозяйства РФ Виктория Абрамченко заявляла, что упомянутое постановление правительства дорабатывается и будет принято до вступления в силу закона. Но до сих пор никаких изменений в этот документ, определяющий критерии целевого и рационального использования земельных участков, не внесли.

Второй не менее важный вопрос – механизм проведения государственного мониторинга целевого и рационального использования земель сельхозназначения, считают эксперты Народного фронта.

В стране нет органа управления, который в полной мере несет ответственность за эффективность использования и охрану земель. Функции и полномочия в этой сфере разбросаны по множеству министерств и ведомств. Важнейшая для развития страны сфера не обеспечена вниманием и ответственностью государства. На помощь в этом вопросе может прийти успешный международный опыт работы органов управления земельными ресурсами.

«В стране назрела необходимость в проведении генерального межевания, в ходе которого должны быть установлены точные и бесспорные границы всех землевладений, проведена глобальная регистрация всех земельных участков. Результатом такой работы должно стать не только наведение порядка в этой сфере, но и значительное – в разы – увеличение поступлений земельных платежей. Это существенно изменит возможности развития муниципальных образований», – резюмировал Вячеслав Телегин.

Написать ответ