Увеличение тарифов ОСАГО не решит системных проблем на рынке страхования автогражданской ответственности

Май 14, 2018

osagoПредположительное изменение тарифов ОСАГО без решения накопившихся системных проблем на рынке страхования автогражданской ответственности приведет просто к увеличению цен для подавляющего большинства автовладельцев. Это временный вариант решения проблемы. Инструмент страхования автогражданской ответственности должен быть приемлемым по цене для граждан, разумным в балансе со всеми прочими платежами и доходами граждан. Такое мнение высказал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

Центробанк планирует изменить базовые тарифы ОСАГО и коэффициенты к ним с 31 августа, сообщают «Ведомости». Эту дату регулятор прописал в проекте указания о базовых ставках тарифов ОСАГО. Закон об ОСАГО дает ЦБ право менять тарифы на этот вид страхования. Но делать это можно не чаще одного раза в год. Пока ЦБ дважды воспользовался этим правом – и оба раза тарифы росли. Последний раз ЦБ их поднимал в апреле 2015 г.

Сейчас стоимость ОСАГО рассчитывается из базового тарифа (3432–4118 руб.) с поправкой на регион, мощность двигателя, стаж и возраст водителя, а также на так называемый коэффициент бонус-малус (КБМ) – он предусматривает скидки за безаварийную езду и, наоборот, надбавки за попадание в аварии. Эту систему ЦБ менять не намерен. Но с 31 августа действие нынешних тарифов будет прекращено. Вместо них ЦБ собирается ввести новые.

С высокой долей вероятности это означает для автовладельцев повышение цен на полисы ОСАГО, считает Виктор Климов. «Банк России ищет форматы преодоления того дисбаланса, который сегодня на рынке ОСАГО достаточно очевидно существует. Он сложился по целому ряду причин, и мы ведем диалог с Банком России по этой теме. На наш взгляд, просто изменением тарифов и ожиданием большей справедливости в отношении опытных и не очень водителей это не решить. Формально это, безусловно, справедливо, но без решения накопившихся системных проблем это приведет просто к удорожанию для подавляющего большинства автовладельцев, что не лучший вариант решения проблемы. Он все равно окажется временным, и придется решать более системные вещи», – сказал он.

По мнению Климова, выгода для опытных и «безаварийных» водителей довольно условна, потому что подавляющее большинство жалоб, которые сегодня поступают на ОСАГО, касаются того, что страховые компании неохотно применяют уже имеющиеся сегодня инструменты поощрения за безаварийную езду. Применение коэффициента бонус-малус сегодня является самой распространенной проблемой. Страховщики про него забывают.

«Сегодня цена на полис ОСАГО для большинства автомобилистов и так находится на границе социально приемлемой рентабельности. Еще немного – и средняя стоимость полиса выйдет на уровень величины, сопоставимой с прожиточным минимумом по регионам, что с точки зрения социальной справедливости, мягко говоря, не очень правильно. В результате может возрасти количество поддельных полисов», – предположил Климов.

Он отметил, что разговоры о либерализации цен на рынке автострахования возможны, и к этому надо двигаться, но только тогда, когда продукт и его рынок сбалансированы. «Если нет очевидных перекосов, когда рынок пытается изо всех сил добрать недостающую, как он считает, доходность всякими ухищрениями, в том числе и не сокращая стоимость за безаварийное вождение, вбрасывая предложения о пересмотре цен полисов», – продолжил он.

В то же время, добавил Климов, не стоит опираться только на отчетность страховщиков, «ситуацию надо разбирать гораздо глубже».

«ОНФ занимается не только мониторингом ситуации, но и предлагает регулятору посмотреть на другие возможные подходы к решению проблемы, в том числе и рассмотрение варианта с применением одноразового полиса, стоимость которого дешевле и обнуление его происходит после первого ДТП. Это вполне понятный стимул для безаварийных водителей. Мы однозначно против повышения цен на полисы ОСАГО и будем защищать интересы граждан. Инструмент страхования автогражданской ответственности должен быть приемлемым по цене для граждан, разумным в балансе со всеми прочими платежами и доходами граждан. Невозможно считать это, опираясь только на статистку страховых компаний. Мы продолжим эту работу и будет отстаивать свою точку зрения», – резюмировал он.

Написать ответ