Что в Башкирии грозит срыву «мусорной реформы»?

Ноябрь 26, 2018

IMG_6975С 1 января 2019 года в нашей республике, как и в других регионах России, стартует новая реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Башкирия в числе 19 субъектов находится в зоне риска в связи с реализацией новой системы. Это показал мониторинг Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды. Какие проблемы остаются в регионе нерешенными за два месяца до начала реформы, обсудили участники круглого стола, организованного местным отделением ОНФ с приглашением представителей различных ведомств, депутатов Гособрания РБ, Госдумы, экспертов.

«Несправедливые» нормы накопления отходов и цены на услуги

В Башкортостане только 30 октября Госкомтариф республики озвучил единый тариф на услугу регионального оператора, хотя должен был донести ее до населения к 1 сентября. По данным ведомства, он соответствует 650,40 рубля за 1 кубометр с НДС. Пока определен прогнозный платеж: на одного жителя многоквартирного дома он составит 140,92 рубля в месяц, индивидуального дома — 200,54 рубля в месяц. Цены на услуги регоператоров четырех зон по республике, скорее всего, будут немного отличаться.

По последним подсчетам, сегодня житель МКД производит 2,6 кубометра мусора в год. У жителей индивидуального дома другая производительность отходов — 3,7 кубометра в год. Эксперты называют несправедливыми нормы накопления отходов для сельских жителей и исходящий из этого тариф.

«Это несправедливо подводить под одну гребенку нормы накопления, например, в пригороде крупного мегаполиса и в глухой деревне из пяти дворов, – говорит координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» в Башкирии Мурад Шафиков.

В связи с этим, оправданы обеспокоенность и возмущение сельского населения, которое прежде никогда не получало услугу по вывозу отходов. Поэтому нужно пересмотреть методику расчёта норматива накопления. Есть положительный пример в Краснодарском крае, где в каждом муниципалитете приняты свои нормы накопления, естественно, в сельском районе они ниже, в Сочи с его уровнем жизни – они максимальны. Нормы накопления должны зависеть от уровня жизни, от финансового уровня граждан». Участники круглого стола озвучили республиканскому Госкомитету по тарифам большие претензии, «что они подошли к этому вопросу довольно формально, хотя должны были работать на опережение, чтобы изменить методику, выдвигать предложения».

Отсутствие необходимой инфраструктуры в регионе

В республике в настоящее время действуют 36 полигонов, которые вошли в государственный реестр объектов размещения отходов. Через год или два все они заполнятся или переполнятся, говорят специалисты.

Из 13 мусоросортировочных комплексов функционируют только четыре, работа остальных на сегодняшний день экономически нерентабельна. Остается под вопросом емкость действующих лицензированных полигонов, куда в соответствии с территориальной схемой будут направлены все потоки отходов. Например, Бирский полигон уже заполнен на 80%. Пока он обслуживает только Бирск, а с нового 2019 года сюда начнут свозить мусор еще с трех районов. В связи с этим, требуется строительство новых мест по размещению отходов, но делать это нужно было гораздо раньше, подчеркивают эксперты. Четыре регоператора каждый в своей зоне намерены на собственные средства строить новые мусоросортировочные комплексы, модернизировать существующие.

«По нашему мнению, требуется финансовое обеспечение этой реформы со стороны республиканских властей, потому что несправедливо целиком и полностью перекладывать всю социальную нагрузку на плечи регоператоров и граждан. Необходимо принять республиканскую программу, строить объекты за счет бюджета, чтобы бюджет консолидировал и мог субсидировать понижение тарифной планки. Кстати, часть вопросов по полигонам могло бы взять на себя какое-либо ГУП, предприятие могло бы субсидировать, понижать тарифы, — сказал Мурад Шафиков. — Считаем, что в противном случае, ситуация кардинально не изменится, и инвесторы в эту область не пойдут».

Регоператоры заявляют о возможном банкротстве

Тарифы полигонов, которые были установлены ранее, не соответствуют той территориальной схеме, по которой должен работать региональный оператор. Это еще один камень преткновения на пути реализации реформы. Есть очень большой перекос, где-то тарифы полигонов выше, чем единый тариф регоператоров, и это может привести к банкротству компаний, говорилось в ходе круглого стола.

«Обеспокоенность регоператоров понятна, на них переложена вся ответственность, и они, рискуя своими финансовыми вложениями должны все разгребать в одиночку. Есть все признаки кассового разрыва, регоператоры просто не смогут собрать необходимые суммы. К тому же, практика показывает, что собираемость с сельского населения от 30 до 70% в лучшем случае», — отметил Мурад Шафиков.

Участники рынка обращения с отходами также рассказали, что в региональной территориальной схеме по обращению с отходами нет сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих хозяйственную деятельность, о количестве образуемых ими отходов и местах сбора отходов. Из-за этого регоператоры не имеют возможности оперативно заключать договоры. Мешает этой работе и отсутствие оснований для передачи базы данных потребителей коммунальной услуги региональному оператору от структур, владеющих данной информацией. Директор ООО «Дюртюлимелиоводстрой» (регоператор по зонам №2, №4+) Евгений Юдинцев отметил, что в соответствии с федеральным законом они не имеют право передавать базы данных потребителей регоператору, а регоператор, не имея доступа к такой информации, не может произвести начисление коммунальной услуги. При этом без постоянной актуализации базы начисление будет некорректным.

Кроме этого, недостаточно включились в реформу органы местного самоуправления. От них требуется многое — организация контейнерных площадок, информирование населения.

В ходе работы круглого стола было решено внести предложение по смене методики тарифообразования, доработать территориальную схему по обращению с отходами и выстроить взаимодействие с муниципалитетами. Прозвучали и опасения от «Намечается катастрофа» до «Республика погрязнет в мусоре».

«Отсрочить реализацию реформы в республике невозможно, исполнить ее нужно. Мы все же не стоим на месте, и в отличие от других регионов существенно продвигаемся вперед, — сделал вывод депутат Госдумы Ильдар Бикбаев. — Я обозначил основные направления дальнейшей работы: на региональном уровне – это создание инфраструктуры по сбору мусора, на федеральном — как экономически заинтересовать население к раздельному сбору мусора. Через две недели мы уже предложим решение этих вопросов и при полном вооружении к началу года подойдем к исполнению в регионе федерального закона по новому методу сбора мусора. Что касается тарифов, уверяю, он будет скорректирован, никто в карман населению лезть не собирается, услуга будет предоставляться по адекватным расценкам, реформа не должна принести убытки никому».

«До начала перехода на новую систему обращения с ТКО остается не так много времени, а не проработанных вопросов масса, и их нужно поднимать на федеральном уровне, — резюмирует Мурад Шафиков. – В других регионах реформирование сферы обращения с отходами еще хуже, но это не повод для успокоения. Все стороны этого процесса должны сесть в одну лодку и грести в одном направлении, сейчас этого не наблюдается. Мы видим инертность со стороны ведомства, курирующего данную реформу, (Минэкологии РБприм. авт) и сами подключаемся к решению проблем, потому что, действительно, вопрос критический».

Гульфия Акулова

Башинформ

Написать ответ